СЛОВАРИ

Краткий словарь

  


    Словарики:

Англо - русский словарь

Античный военный словарь

Архитектурно-строительный словарь

Афганский лексикон

Библейский словарь Геллея

Библейский словарь Нюстрема

Большая энциклопедия массажа

Большой астрономический словарь

Большой бухгалтерский словарь

Большой компьютерный словарь

Большой кулинарный словарь

Большой толковый словарь

Географический словарь

Компьютерный словарь

Краткие исторические термины

Краткий словарь по НЛП

Краткий словарь политолога

Краткий словарь символов

Критический словарь психоанализа

Латинский словарь

Латинско-Русский мед. словарь

Малый словарь по психиатрии

Музыкальный словарь

Немецкий словарь

Новые слова и выражения

Орфографический словарь

Орфоэпический словарь

Основные понятия соционики

Педагогический словарь

Психоаналитические термины

Психологический словарь

Русские фразеологизмы

Русско-английский разговорник

Русско-латинский мед. словарь

Словарь RTFM

Словарь авиасленга

Словарь автолюбителя

Словарь американского сленга

Словарь антонимов

Словарь астрологических терминов

Словарь библиотечных терминов

Словарь Брокгауза и Ефрона

Словарь брокера

Словарь геодезиста

Словарь грицаизмов

Словарь древнерусских слов

Словарь значений символов

Слова в иностранной литературе

Словарь игрового сленга

Словарь имен

Словарь иностранных слов

Словарь компьютерных терминов

Словарь копирайтера

Словарь ламера

Словарь литературоведа

Словарь металлургических терминов

Словарь мифических змеев

Словарь морских терминов

Словарь омонимов

Словарь отделочных материалов

Словарь паронимов

Словарь пейнтбольных терминов

Словарь по генетике

Словарь по компьютерному железу

Словарь по магии

Словарь по хостингу

Словарь по экономической теории

Словарь политолога

Словарь радиолюбителя

Словарь рифм

Словарь русского биржевого жаргона

Словарь садовода

Словарь синонимов

Словарь славянских духов и нежити

Словарь славянской мифологии

Словарь смайлов

Словарь сокращений

Словарь сокращений IT

Словарь по обществознанию

Словарь по самоуправлению

Словарь теософских понятий

Словарь терминов боевых искусств

Словарь венчурного инвестора

Словарь по рекламе, маркетингу и PR

Словарь по коммуникациям

Словарь терминов по соционике

Словарь терминов телевидения

Словарь терминов Photoshop

Словарь толерантности

Словарь трансформеров

Словарь трейдера

Словарь туриста

Словарь ударений русского языка

Словарь фантастики

Словарь фразеолог. расширения

Словарь франчайзинга

Словарь церковных терминов

Словарь экспериментатора

Словарь энергетика

Словарь юного хакера

Словарь рукопашных терминов

Словарь html - терминов

Словарь java - терминов

Словарь CSS - терминов

Социокультурный словарь

Справочник педиатра

Справочник по фразеологии

Толковый биржевой словарь

Толковый словарь Даля

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь психиатра

Украинский словарь

Философский словарь

Финансово-экономический словарь

Фразеологический словарь

Хакерский сленг

Экологический словарь

Экономический словарь

Энциклопедический словарь

Энц. словарь медицинских терминов

Энц. словарь PR и рекламы

Энц. словарь экономики и права

Энциклопедия афоризмов

Энциклопедия мировых сражений

Энциклопедия НЛП

Этимологический словарь

Юридический словарь

Другие словари

Новые словари

Скачать словари

    Счеты:

Rambler's Top100


Юридический словарь


Скачать юридические словари:

 

Энциклопедический словарь конституционного права

А  Б  В  Г  Д   Е   Ж   З  И  К  Л   М   Н  О  П   Р   С   Т  У  Ф  Х   Ц   Ч  Ш   Э  Ю  Я

ЮГОСЛАВИЯ (Союзная Республика Югославия) - государство в Центральной Европе. После фактического распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг., на встрече руководителей Сербии и Черногории 12 февраля 1992 г. было принято решение о сохранении международной право-субъектности Югославии как союза двух республик, объединенных в единое государство.

Столица - г. Белград.

Форма государственного устройства - союзное государство двух равноправных республик.

Административное деление: 2 республики и 2 автономных края в составе Республики Сербия: Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия (причем Ко-сово и Метохия не имеют своих законодательных и исполнительных органов). Республика Сербия делится на районы (срезы) и общины, Республика Черногория - только на общины. Во главе каждой союзной республики - президент, законодательный орган - скупщина.

Конституция нового государства принята 27 апреля 1992 г. Глава союзного государства - президент - избирается на заседании' союзного парламента сроком на 4 года. Двухпалатный парламент - скупщина - состоит из Веча республики (верхняя палата), 40 депутатов которого (по 20 от каждой республики) делегируются из числа депутатов парламентов республик, - и Веча граждан (нижняя палата), состоящего из 138 депутатов, избираемых по норме представительства - 1 депутат от 65 тыс.избирателей.

Премьер-министр назначается президентом, после чего проходит процедуру утверждения парламентом. Правительство формируется премьер-министром на коалиционной основе. (А. К.)

 

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - государство на юге Африки; до 1961 г. - британский доминион Южно-Африканский Союз. Полная независимость провозглашена 31 мая 1961 г. Одновременно выходит из Британского Содружества. Столица - г. Претория.

Административное деление: 9 провинций.

С 1913 г. в стране действует система апартеида,закрепленная рядом законодательных актов: Native Land Act (1913), Native Urban Area Act (1923), Colour Bar Act (1927). С 1948 г. расизм становится официальной идеологией "белого" государства. В 1970 г. черных жителей страны лишают гражданства ЮАР, начинается политика создания 10 бантустанов, в которых планируется расселять коренных жителей по племенному признаку. Конституция 1984 г. закрепляет господство белого населения. Такая политика встретила вооруженное сопротивление небелого населения. Борьбу с расистским режимом возглавил Африканский национальный конгресс (АНК), созданный в 1912 г.

Начиная с 1990 г., Президент ЮАР Ф. де Клерк ищет выход из состояния фактической расовой войны в постепенной либерализации режима и ослаблении сегрегации во всех сферах жизни. 22 декабря 1993 г. парламент одобрил временную (на о лет) Конституцию, которая вступила в силу 27 апреля 1994 г. 27 апреля 1994 г. проведены первые выборы в парламент с участием всех рас, на которых победу одержал АНК. 9 мая 1994 г. Национальная ассамблея избрала Президентом ЮАР лидера АНК Нельсона Манделу.

4 февраля 1997 г. вступила в действие новая Конституция ЮАР.

Согласно Конституции, глава государства - президент, избираемый депутатами Национальной ассамблеи на ее первом заседании. Кроме того, ею же назначается и заместитель президента.

Парламент состоит из двух палат. Национальный совет провинций (приведен к присяге 6 февраля 1997 г.) состоит из 90 представителей: по 6 постоянных и по 4 альтернативных представителя от каждой из 9 провинций. Национальная ассамблея в составе 400 депутатов избирается путем всеобщего прямого голосования по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется Правительством национального единства во главе с Президентом Южно-Африканской республики. (А. К.)

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - орган самоуправления, создаваемый в коллегиях адвокатов (см.: Адвокат. Адвокатура} с целью оказания содействия адвокатам в осуществлении ими своих повседневных обязанностей. Он обеспечивает адвокатов необходимым помещением для деловых встреч с лицами, которым оказывается помощь, законодательством и иным правовым материалом, услугами вспомогательного характера и т. д.

Возглавляет Ю. к. заведующий, на которого возлагается множество обязанностей: заключение соглашений с лицами, обращающимися за юридической помощью; распределение нагрузки адвокатов; содействие надлежащему уровню оказываемой помощи; решение вопросов аренды служебного помещения и приобретения необходимого инвентаря, законодательных материалов и иной юридической литературы и т. д. (К. Г.)

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, законности в деятельности организаций. Статья 48 Конституции РФ предусматривает право каждого на получение квалифицированной Ю. п. В основе этого конституционного положения лежит высокоавторитетное признание сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина, правомерная деятельность организаций возможны в полной мере, когда они осуществляются со знанием дела, квалифицированно.

Поскольку Ю. п. охватывает широкий круг действий (см.: Адвокат), ее могут оказывать квалифицированно хорошо подготовленные юристы. До недавнего времени она осуществлялась, как правило, на должном уровне адвокатами и юристами правовых (юрисконсультских) служб, создававшихся в государственных учреждениях различного уровня, на предприятиях и в общественных объединениях. Но в связи с развитием рыночных отношений и частного предпринимательства и как следствие - значительным ростом потребности в юридических услугах, в данную сферу все активнее вторгаются всевозможные коммерческие организации, производственные кооперативы, а иногда и просто отдельные лица, зарегистрировавшиеся в качестве частных предпринимателей. (К. Г.)

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - одна из форм (или разновидностей) общесоциальной ответственности (включает также политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности).

В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного определения Ю. о. Нередко она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другие считают, что это - "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". Ю. о. рассматривается также как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке".

Вместе с тем общепризнано, что Ю. о. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. Ю. о. влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон, сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Ю. о. всегда наступает в ф о р -ме общественного отношения, которое устанавливается между государством (в лице уполномоченных на то органов: суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управомоченной, а правонарушитель - обязанной стороны.

Для возникновения и осуществления Ю. о. на практике требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием Ю. о. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вопрос о наступлении Ю. о.

Весьма важным при решении вопроса о характере и степени Ю. о. является также наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующегося единством таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Учет каждой из них позволяет избежать ошибок при установлении самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение.

По своему содержанию Ю. о. проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. В одних отраслях права (например, в уголовном или административном) основной акцент делается на штрафные, карательные санкции, в других (например, в гражданском или коммерческом) - на правовосстановительные санкции.

Ю. о. реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения. (М. М.)

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА - категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе правотворческих органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. (М. М.)

 

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - возможность определенного поведения, действия, закрепленная в нормативном юридическом акте. (С. А.)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ - предусмотренное в законе жизненное обстоятельство, которое лежит в основе возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Ю. ф. представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факторы, которые определяются в нормах права, точнее - в их гипотезах, служат непременным условием возникновения, изменения и прекращения правоотношений, влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений и обеспечиваются государственным принуждением.

В природе и в обществе возникает бесчисленное множество самых различных обстоятельств, жизненных факторов, которые признаются Ю. ф. Для удобства их изучения и практического применения Ю. ф. классифицируются по самым различным основаниям.

Наиболее распространенным критерием классификации Ю. ф. является волевой признак, в соответствии с которым они делятся на действия и события.

Действие представляет собой такой Ю. ф., который полностью зависит от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерное действие выражается в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли человека, совершающего данное действие, в зависимости от намерения вызвать (или не вызывать) своим действием наступление юридических последствий, правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются с целью вызвать определенные юридические последствия. Некоторые из них - акты органов государственного управления, администраций предприятий и учреждений, судебные решения и определения - имеют властный характер. Не имеющие властного характера акты называют сделками (купля-продажа, найм, дарение и др.). Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада и пр.

Неправомерное действие - это действие, не согласующееся с требованием правовых норм, нарушающее правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности причиненного данными действиями вреда, а также вины причинившего вред, неправомерные действия как Ю. ф. подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, а также гражданские правонарушения (деликты).

Событие как Ю. ф. - это явление, не зависящее от воли человека, но влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений и, соответственно, субъективных прав и юридических обязанностей. Только такие события могут рассматриваться в качестве Ю. ф., оказывающих влияние на общественные отношения. Например, стихийные бедствия (наводнения, землетрясения) влекут за собой возникновение многочисленных правоотношений не сами по себе, а в силу того, что они служат непосредственной причиной травм или гибели людей, разрушения или порчи застрахованного имущества, зданий и т. д. В качестве Ю. ф. - события могут выступать рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии и другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основание для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Для возникновения, изменения или прекращения правоотношений нередко требуются в качестве основания не отдельные Ю. ф., а их совокупность, система. Это отражает сложность и многообразие существующих в обществе отношений. В подобных случаях говорят не о конкретных Ю. ф., а о сложном фактическом составе, предусматриваемом нормами права. Подобно отдельным Ю. ф., он влечет за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений и тем самым является основанием для наступления юридических последствий. Фактический состав может определяться тем или иным правовым актом конкретно или характеризоваться лишь общими признаками. Примером конкретной характеристики может служить юридический состав - основание для получения пенсии по старости. Здесь требуется несколько конкретных Ю. ф. (достижение определенного законом возраста, наличие трудового стажа, решение самого лица выйти на пенсию, о4зормленно-го в виде письменного заявления, решение компетентного органа о назначении пенсии). (М. М.)

 

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - субъект гражданского права, участник гражданско-правовых отношений. В качестве юридических лиц выступают государственные и общественные организации и учреждения, которые обладают следующими признаками:

а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

б) отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно гражданскому законодательству России, Ю. л. могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие объединения, которые не преследуют таковой и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Ю. л. - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Ю. л. - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц носят специальных характер. Ю. л. могут иметь гражданские права и нести обязанности только в строгом соответствии с целями своей деятельности, предусмотренными в их уставах, положениях или других учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.

Законом допускается ограничение правосубъектности Ю. л. в строго ограниченных случаях и в строго определенном порядке. Решение государственного органа об ограничении правосубъективности Ю. л. может быть обжаловано ими в суд.

В отличие от ряда государств, где не требуется регистрации Ю. л., пра-восубъектность последних в России возникает не в момент их учреждения, а в момент их государственной регистрации в органах юстиции. Прекращается правосубъектность Ю. л. в момент завершения их ликвидации. Согласно закону, ликвидация Ю. л. считается завершенной, а Ю. л. - прекратившим существование лишь после "внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц".

В случаях когда для осуществления деятельности Ю. л. требуется получение лицензии, правосубъектность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В каждой стране существуют свой порядок образования, деятельности, и свои виды субъектов права - Ю. л. Они обусловлены конкретными условиями жизни общества, характером и уровнем развития экономических и иных связей. (М. М.)


 - 

Анекдоты

Афоризмы 

Истории 

Пословицы 

Приметы 

Поговорки 

Цитаты 

Перлы 

Частушки 

Стишки 

SMSки 

Гороскопы 

Имена 

Даты 

Заговоры 

Тосты 

Гадания 

Числа 

Сонники 

Мысли 

Сказки 

Маразмы 

Аватары 

Новости 

Форум 

Книги


На главную | Карта сайта | Contact Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010

Конституционное право | Краткий словарь