СЛОВАРИ

Краткий словарь

  


    Словарики:

Англо - русский словарь

Античный военный словарь

Архитектурно-строительный словарь

Афганский лексикон

Библейский словарь Геллея

Библейский словарь Нюстрема

Большая энциклопедия массажа

Большой астрономический словарь

Большой бухгалтерский словарь

Большой компьютерный словарь

Большой кулинарный словарь

Большой толковый словарь

Географический словарь

Компьютерный словарь

Краткие исторические термины

Краткий словарь по НЛП

Краткий словарь политолога

Краткий словарь символов

Критический словарь психоанализа

Латинский словарь

Латинско-Русский мед. словарь

Малый словарь по психиатрии

Музыкальный словарь

Немецкий словарь

Новые слова и выражения

Орфографический словарь

Орфоэпический словарь

Основные понятия соционики

Педагогический словарь

Психоаналитические термины

Психологический словарь

Русские фразеологизмы

Русско-английский разговорник

Русско-латинский мед. словарь

Словарь RTFM

Словарь авиасленга

Словарь автолюбителя

Словарь американского сленга

Словарь антонимов

Словарь астрологических терминов

Словарь библиотечных терминов

Словарь Брокгауза и Ефрона

Словарь брокера

Словарь геодезиста

Словарь грицаизмов

Словарь древнерусских слов

Словарь значений символов

Слова в иностранной литературе

Словарь игрового сленга

Словарь имен

Словарь иностранных слов

Словарь компьютерных терминов

Словарь копирайтера

Словарь ламера

Словарь литературоведа

Словарь металлургических терминов

Словарь мифических змеев

Словарь морских терминов

Словарь омонимов

Словарь отделочных материалов

Словарь паронимов

Словарь пейнтбольных терминов

Словарь по генетике

Словарь по компьютерному железу

Словарь по магии

Словарь по хостингу

Словарь по экономической теории

Словарь политолога

Словарь радиолюбителя

Словарь рифм

Словарь русского биржевого жаргона

Словарь садовода

Словарь синонимов

Словарь славянских духов и нежити

Словарь славянской мифологии

Словарь смайлов

Словарь сокращений

Словарь сокращений IT

Словарь по обществознанию

Словарь по самоуправлению

Словарь теософских понятий

Словарь терминов боевых искусств

Словарь венчурного инвестора

Словарь по рекламе, маркетингу и PR

Словарь по коммуникациям

Словарь терминов по соционике

Словарь терминов телевидения

Словарь терминов Photoshop

Словарь толерантности

Словарь трансформеров

Словарь трейдера

Словарь туриста

Словарь ударений русского языка

Словарь фантастики

Словарь фразеолог. расширения

Словарь франчайзинга

Словарь церковных терминов

Словарь экспериментатора

Словарь энергетика

Словарь юного хакера

Словарь рукопашных терминов

Словарь html - терминов

Словарь java - терминов

Словарь CSS - терминов

Социокультурный словарь

Справочник педиатра

Справочник по фразеологии

Толковый биржевой словарь

Толковый словарь Даля

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь психиатра

Украинский словарь

Философский словарь

Финансово-экономический словарь

Фразеологический словарь

Хакерский сленг

Экологический словарь

Экономический словарь

Энциклопедический словарь

Энц. словарь медицинских терминов

Энц. словарь PR и рекламы

Энц. словарь экономики и права

Энциклопедия афоризмов

Энциклопедия мировых сражений

Энциклопедия НЛП

Этимологический словарь

Юридический словарь

Другие словари

Новые словари

Скачать словари

    Счеты:

Rambler's Top100


Словарь богатырей


АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але­ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо­ны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с дру­гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося­гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе­лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты­ри время от времени высказывают ему свое порица­ние и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность.

АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой Смертью.

АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-бога­тыри. Жили в древние времена; по некоторым ми­фам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Воз­гордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вы­зов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.

БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворе­ние Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воп­лощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).

БОГАТЫРЬ — существо божественное, и пото­му наделенное необычайными силами и великанс­кими размерами, приличными грозным стихиям природы.

ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зве­рями: один — львицею, а другой — волчихою.

ВЕРНИ-ГОРА (Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-бо­гатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода) — бога­тыри-герои разной силы в славянской мифологии.

ВЕЛИКАНКА (женщина великая, поленица) — в одном из вариантов русской былины — Святогорова жена, в других — поставлена независимо от Святогора. «Поленица назад приоглянется, /Сама говорит таково слово: /«Я думала комари­ки покусывают, /Ажно русские могучие богаты­ри пощелкивают!» /Как хватила Добрыню за желты кудри, /Посадила его во глубок карман».

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА — три богатыря русской сказки, персонификация ос­новных моментов суточного солнечного цикла. Ва­рианты названий — Вечер, Вечерник; Заря-бога­тырь, Светозор (и Световит), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник. Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на утренней заре.

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО — мифологизированный образ великого князя в рус­ских былинах. (Историческим прототипом являет­ся князь Владимир Святославович). Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища). В былинах Киев, двор князя Вла­димира — обозначение того положительного цен­тра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство стра­ха. В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владими­ра — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) «почестен пир», на нем напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важ­ные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения. Князь Владимир — хозяин, покровитель, дари­тель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют ха­рактеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным силам, обычно существам змеиной природы, и «солярность» эпитета Вла­димира — не просто оценочное слово, но актуали­зация солнечной темы. Как солнце собирает вок­руг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богаты­рей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды.

ВОДА — воин, богатырь, герой, предводитель воев (воинов), воевода.

ВОЛОТЫ (велетни) — исполины непомерной ве­личины и силы. Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар неуязвимости. За­метим впрочем, что древние славяне под именем Волотов подразумевали римлян. Слава силы и мо­гущества римского народа представила воображе­нию их в качестве великанов. Простолюдины ве­рят, что в былое время на земле жили люди-исполины и назывались они волоты, «я при­дет пора, когда станут они называться пыжи­ками, которые на столько же будут меньше нас, на сколько мы меньше волотов». В Малороссии об этом говорят: «С течением времени люди все мельчают и когда-нибудь сравняются с мураша­ми: тогда-то и будет конец свету!»

ВОЛХВ С БРАТЬЯМИ — Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком были дети Славена, все трое богатыри. Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю, но даже плавал для добыч и в Варяжское море. Когда же он был в Славянске, то при приближении неприя­телей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности.

ГОРНЫЙ КАРЛИК — дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами.

ГОРЫНЯ (Горыныч, Вернигора, Вертигор) — титан, один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Исполин­ский спутник Перуна. Если Перун разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки зап­руживает завалами. Горыня обладает сверхчелове­ческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. Если предпо­ложить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Го­рыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода.

ГРИМТУРСЫ (великаны инея) — демоны зимы, враги земледелия и урожаев.

ДИВИИ НАРОДЫ (бич божий) — великаны разрушительных бурь и гроз. Мифические сказа­ния о них в средние века были перенесены на су­ровых, диких кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому «бичем божьим».

ДИВЫ — облачные духи, великаны и лешие. У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и принималось славянскими племенами за на­звание небесного свода; но так как, с одной сторо­ны, небо есть царство грозовых туч, а с этими после ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях пред­ки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизирован­ный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он входит в качестве среднего брата в богатырс­кую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция его объяс­няет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша По­пович разделятся. Если в Илье Муромце подчер­кивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхож­дение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его пле­мянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Его «вежество», знание манер постоянно подчеркива­ется в былинах; он поет и играет на гуслях, искус­но играет в шахматы, побеждая непобедимого зна­тока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лес­ной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного ге­роя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; /С того ли времени, от крови горячия /Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай пред­ставлялся как главное место, родина, притягиваю­щая к себе все остальные реки; как рубеж, за кото­рым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоцииро­вались мотивы женщины, изобилия и мирной жиз­ни, культ реки, ее плодотворящих вод.

ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жерт­ву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, свя­занные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как глав­ный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество под­вигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, на­дежность, трезвость, мудрость, опытность, спра­ведливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уве­ренной силы, нравственного опыта, житейской муд­рости. Этот богатырь в русском предании заступа­ет место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора. Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сбли­жает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия.

КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая. Кроснята подме­нивают по ночам некрещеных младенцев, и потому если есть в семье карло, то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего.

ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карли­ки, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Ког­да они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки.

ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз».

ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянс­кой мифологии сестра трех братьев — родоначаль­ников племени полян: Кия, Щека и Хорива. Древ­нерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологи­ческому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая ле­бедь, владелица живой воды и молодильных яб­лок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влия­нием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.

ЛЮДВИКИ — карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота.

ЛЮДКИ (пикулики) — у лужичан карлики на­зываются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыкан­ты, любят танцы и являются на сельские празд­нества. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, по­селяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость.

МАРУХИ — беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею.

МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст) — мифический об­раз; нежное и прекрасное существо, по свидетель­ству русской сказки он нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е. под ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец). Если Мизинчик и подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то вследствие той же особенности, а также вслед­ствие своей догадливости и лукавства всегда ловко выпутывается из беды. На Руси ему присваивает­ся имя корочуна. В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он рождается от горо­шины, как плод от семени (мать его, увидев горо­шинку, проглотила ее и сделалась беременной). Длиннобородый карлик в русских сказках называ­ется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст, борода-на-семь-верст.

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — мифологизи­рованный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра зем­ля». Для славянской традиции характерно возве­личивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович по­срамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут выта­щить оставленный им в земле сошник и т.д.

МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец) — великан, который входит в чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят!

НЕЗНАЙКО — богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесно­го коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выби­вают источники живой воды. В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под быча­чьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакива­ется зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрас­ною царевною-Землею.

НОКОТЬ — длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба, хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор суще­ствует выражение: «Нокоть те дери!».

ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожи­рает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало!

ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огром­ных бочек вина — для него сущая безделица!

ПОЛКАН — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражал­ся стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца.

 ПОПЕЛ (Пепел) — легендарный князь, изгнан­ный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами. В восточносла­вянской сказке Иван Попялов двенадцать лет ле­жал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змее­борец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми.

СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ — отождествляется с исполином-громовником, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Само­му громовнику не всегда совладать с этим богаты­рем титанической породы.

СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.

СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему ни по чем попасть в глаз мухи.

УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) — вели­кан, охраняющий проход в пепельное царство; пер­сонаж русских сказок, сопоставим с образом дра­кона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно явля­ется переносом названия плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да ку­шает, одним усом реку запрудил, а по усу, слов­но по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут. сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

ЦАРЬ-ДЕВИЦА (Царевна-золотая коса, Ма­рья Моревна, Ненаглядная Красота) — дочь Морского царя. Царь-девица — красоты неопи­санной, силы непомерной, и тешится вместе с сво­им воинством из храбрых дев богатырскими игра­ми и подвигами. В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью.

ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов.

ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.


 - 

Анекдоты

Афоризмы 

Истории 

Пословицы 

Приметы 

Поговорки 

Цитаты 

Перлы 

Частушки 

Стишки 

SMSки 

Гороскопы 

Имена 

Даты 

Заговоры 

Тосты 

Гадания 

Числа 

Сонники 

Мысли 

Сказки 

Маразмы 

Аватары 

Новости 

Форум 

Книги


На главную | Карта сайта | Contact Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010

Словарь богатырей | Краткий словарь