СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ДАГЕСТАН (Республика Дагестан) - согласно Конституции Д., принятой Конституционным Собранием 26 июля 1994 г., - суверенное, единое, демократическое государство в составе РФ, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Д. Наименования Республика Дагестан и Дагестан по Конституции равнозначны. Республика, говорится в Конституции, основана на единстве равноправных народов Д. - единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Д., являются антиконституционными. Государственными языками Д. являются русский язык и языки народов Д. (ст. 10 Конституции Д.). Столица - г. Махачкала. В установлении основ конституционного строя Д. следует, в основном, положениям Конституции РФ. Однако некоторые моменты в Конституции Д. расходятся с федеральной Конституцией: например, Конституция Д. (ст. 11) предоставляет право приобретения гражданства Д. соотечественникам, проживающим за его пределами. Приобретение гражданства Д. соотечественниками не влечет приобретения ими гражданства РФ. если это не предусмотрено законодательством РФ. Получается, таким образом, что Д. принимает в свое гражданство иностранцев. Между тем прием иностранцев в гражданство РФ является прерогативой РФ. Республика не вправе делать это самостоятельно. Согласно ст. 14 Конституции Д., земля, ее недра, внутренние воды, растительный и животный мир, леса, ресурсы континентального шельфа Каспийского моря, морской экономической зоны являются достоянием народа Д. Между тем согласно Конституции РФ к компетенции РФ относятся определение и защита статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Таким образом, Конституция Д. не учитывает компетенцию РФ. В ст. 65 Конституции Д. говорится, что действие федеральных законов и других правовых актов, противоречащих суверенным правам и интересам Д., может быть приостановлено на территории Д. Эти акты могут быть опротестованы в установленном законом порядке. Однако у республики нет права приостановления актов РФ, хотя она и может оспаривать их в Конституционном Суде РФ и в других федеральных органах. Конституционное Собрание (КС) созывается в Д. для принятия новой Конституции Д., формирования Государственного Совета (ГС) и внесения в его состав изменений. КС также отрешает от должности Председателя ГС (в случае умышленного нарушения Конституции Д., законов Д., а также данной им присяги) или распускает Народное Собрание (НС) и назначает новые выборы. Состав КС - депутаты парламента Д. и представители административно-территориальных образований, избранные представительными органами местного самоуправления пропорционально числу депутатов парламента от каждой территории. КС созывается парламентом. Представительным и законодательным органом государственной власти Д. является Народное Собрание - парламент Д. НС избирается на 4 года путем прямых выборов и состоит из 121 депутата. К его ведению относится: внесение изменений и дополнений в Конституцию Д., за исключением гл. 1, 2 и 10; принятие законов Д., внесение в них изменений и дополнений; определение совместно с ГС основных направлений внутренней и внешней политики Д.; утверждение границ Д., решение вопросов его административно-территориального устройства; дача согласия на назначение на должность Председателя Правительства Д.; назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Д., судей районных, городских судов; дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Прокурора Д.; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека; выдвижение обвинения против Председателя ГС, членов ГС для отрешения их от должности; решение вопроса о доверии Правительству Д.; утверждение государственного бюджета Д. и отчета о его исполнении; принятие республиканских программ социально-экономического развития Д.; рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Д.; созыв КС и др. ГС возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Д. ГС состоит из 14 человек и формирует КС. В состав ГС входят Председатель ГС, Председатель Правительства Д. в качестве заместителя Председателя ГС и другие лица, избранные КС с учетом многонационального состава населения республики. В состав ГС не может входить более одного представителя одной и той же национальности. Лица, входящие в состав ГС, но могут быть депутатами НС, членами Правительства Д., судьями высших судов Д. На время исполнения своих полномочий они приостанавливают свое членство в политических партиях и общественных объединениях. ГС избирается на 4 года. За 30 дней до истечения этого срока созывается КС. Если при этом до истечения срока полномочий НС остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 30 дней со дня созыва нового НС. На это время полномочия ГС сохраняются. ГС выступает гарантом соблюдения Конституции, единства и территориальной целостности республики, законности и правопорядка, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения соглашений и договоров, заключенных от имени Дагестана. ГС определяет совместно с НС основные направления внутренней и внешней политики Д.; назначает с согласия НС Председателя Правительства Д.; по предложению Председателя Правительства формирует Правительство Д., вносит в него изменения; представляет НС кандидатуры для назначения на должности судей в республике, предложение по кандидатуре на должность Прокурора Д.; принимает отставку Правительства, членов Правительства Д.; утверждает по предложению Председателя Правительства систему и структуру республиканских органов исполнительной власти; вводит чрезвычайное положение на территории Д. или в отдельных ее местностях с немедленным сообщением об этом НС, которое должно утвердить указ ГС; назначает референдумы; обеспечивает регулирование национальных, территориальных, межгосударственных отношений и др. Председатель ГС является главой республики. Председателем ГС может быть избран гражданин Д. не моложе 35 лет, проживший в Д. не менее 10 лет. Председатель ГС осуществляет руководство деятельностью ГС, представляет Д. внутри страны и в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает договоры, иные соглашения от имени Дагестана, подписывает и обнародует законы Д., подписывает указы и постановления ГС, издает распоряжения, обращается к НС с ежегодными посланиями о положении республики, информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики, осуществляет иные полномочия. Правительство Д. является исполнительно-распорядительным органом государственной власти. Правительство Д. ответственно перед ГС и НС. Вновь образованное Правительство представляет на рассмотрение ГС программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Согласно ст. 112 Конституции Д., судебную систему Д. составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, районные, городские суды Д. Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите конституционного строя. Состоит из 5 судей. К его ведению относятся: дела о соответствии Конституции Д. республиканских законов, нормативных актов ГС, НС и Правительства Д., не вступивших в силу договоров Д., уставов административно-территориальных единиц, нормативных актов представительных органов власти и администраций городов и районов; споры о компетенции между органами государственной власти Д., а также между ними и органами местного самоуправления; проверка конституционности закона Д., примененного или подлежащего применению в конкретном деле (по жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов); толкование Конституции Д.; дача заключений о соответствии Конституции Д. законам и нормативным актам РФ по вопросам совместного ведения, а также договоров между органами государственной власти Д. и РФ, других субъектов РФ; дача заключения о наличии оснований для отрешения от должности Председателя ГС Д. В Д. гарантируется местное самоуправление, осуществляемое гражданами через образуемые ими местные представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения. (С. А.)
ДАНИЯ (Королевство Дания) - государство на северо-западе Европы. Столица - г. Копенгаген. Административное деление: 14 округов (амты) делятся на общины (согне). Во. главе каждого амта стоит губернатор - амтманн, назначаемый Королем. Амты традиционно группируются по географическим областям страны (Борнхольм, Лоланн-Фаль-стер, Фюн, Зеландия, Ютландия). В состав государства входят также Фарерские острова и Гренландия, пользующиеся особым статусом. По Конституции 1953 г. - конституционная монархия. Глава государства - Король (Королева) - назначает членов правительства и других высших должностных лиц государства, имеет право роспуска парламента, утверждает законы. В то же время все акты короля скрепляются подписью премьер-министра или соответствующего министра. Парламент - Фолькетинг - состоит из 179 депутатов (в том числе по два от Фарерских островов и Гренландии), избираемых на 4 года по системе пропорционального представительства. Принятые Фолькетингом законы одобряются и утверждаются Королем либо референдумом по требованию 1/3 депутатов. Поправки к Конституции, как и важнейшие международные договоры (например, Маастрихтский в 1993 г.) одобряются только референдумом. Правительство - Совет министров - назначается Королем (премьер-министр обычно является лидером партии парламентского большинства и утверждается королем); оно обладает как исполнительными, так и законодательными полномочиями (большинство законопроектов исходит от правительства). Премьер-министр вправе требовать созыва чрезвычайной сессии парламента по определяемой им повестке дня. В свою очередь парламент может вынести вотум недоверия правительству, вынудить правительство уйти в отставку в полном составе. Такое же правило действует в отношении отдельных министров. Высший судебный орган - Верховный суд (существует с 1661 г.). Состоит из 15 судей. Два апелляционных суда состоят из 20 коллегий, действующих либо как апелляционная инстанция, либо как суд первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам. Страна разделена на 84 судебных округа, в каждом из которых действуют "низшие суды". Кроме того, имеются суды по морским и торговым делам. Действует также служба омбудсмена, рассматривающая жалобы граждан на действия государственных служащих. (С. А.)
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО - наличие одновременно гражданства (подданства) двух государств. Состояние Д. г. может возникнуть в следующих случаях. Первый связан с коллизией законодательства двух государств, каждое из которых в определенной ситуации подчеркивает свой приоритет. Например, родители ребенка имеют различное гражданство, а в их государствах установлено правило: если один из родителей является гражданином данного государства, то и ребенок является гражданином этого государства. Если государства не признают за своими гражданами гражданства другого государства и не приходят к соглашению, то каждое из них будет считать ребенка своим гражданином и Д. г. не возникнет. Но если государства готовы признать, что в указанной ситуации ребенок приобретает гражданство каждого из родителей, тогда и возникает состояние Д. г. Второй случай - самостоятельное приобретение гражданином гражданства другого государства и последующее признание государством этого второго гражданства. Третий случай - восстановление в гражданстве лица, ранее лишенного гражданства данного государства, с признанием (сохранением)за ним приобретенного иностранного гражданства. Четвертый случай - официальное разрешение государства гражданину приобрести гражданство другого государства при сохранении первого гражданства. В российской практике относительно первого, второго и третьего случаев надо учитывать правило ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве РФ 1991 г. (в редакции 1993 г.), где сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, "не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". В настоящее время на практике российское гражданство предоставляется или восстанавливается при сохранении иностранного гражданства. А для российского гражданина Д. г. может признаваться по факту его возникновения, т. е. при наличии коллизий с законодательством других стран и при собственных инициативах наших граждан, переселившихся в другие страны и приобретших там гражданство. Четвертый случай возникновения Д. г. прямо предусмотрен действующим российским законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Закон о гражданстве РФ четко говорит о разрешительном характере Д. г.: гражданину РФ "может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3). Иначе говоря, Закон закрепляет генеральное правило: во всех случаях (в том числе и в тех, о которых говорилось выше) требуется реакция нашего государства. Формулу "может быть разрешено ... иметь" надо толковать как охватывающую разрешение на получение второго гражданства и на его сохранение, если оно получено самостоятельно без участия нашего государства. Наличие договора с другим государством обозначено как условие приобретения второго гражданства для того, чтобы обеспечить нашему гражданину защиту интересов на территории этого государства, а также для того, чтобы с помощью этого государства можно было найти нашего гражданина и предъявить ему претензии, если обнаружились его невыполненные обязательства в РФ. Отношение к категории Д. г. в России неоднозначно: в нем видят и удачный способ учета интересов миллионов русскоязычных лиц (и прежде всего русских), оказавшихся после распада СССР за пределами РФ, и выступают против него (кстати, в СССР официально Д. г. не признавалось). В большинстве государств - бывших союзных республик в составе СССР - отношение к Д. г. отрицательное. Лишь с Туркменистаном и Таджикистаном Российская Федерация имеет соглашения, признающие Д. г. В проблеме Д. г. надо принимать во внимание аспект, важный для внутренних интересов РФ. Если гражданам иностранных государств разрешить приобретать российское гражданство в качестве второго, большое число граждан республик бывшего Союза ССР предпочтут приобрести гражданство РФ, сохраняя при этом гражданство своих государств, особенно с учетом внутренних конфликтов и войн в своих регионах, а также более высокого материального уровня жизни в РФ. Очевидно, что такая ситуация грозила бы России большими дополнительными проблемами, в том числе связанными с местом жительства, рабочими местами, социальным обеспечением и др. (С. А.)
ДВУХМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ. ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (СТРУКТУРА) - понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламента. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным (изредка существуют парламенты с большим числом палат). При двухпалатной системе (структуре) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палаты. Например, в Верховном Совете СССР (1937-1991 гг.) существовали две равные палаты - Совет Союза и Совет Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета РСФСР была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г. Обе палаты - Совет Республики и Совет Национальностей - также были равными. Нынешний парламент РФ - Федеральное Собрание (ФС) - построен по принципу верхней (Совет Федерации (СФ) и нижней (Государственная Дума (ГД) палат. Принцип равенства палат парламента означает: - у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов; - палаты работают в один и тот же временной период; - вопросы, предлагаемые одной из палат и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет, в целом, единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и особенно по принятию законов; наряду с этим у палат могут быть и свои специфические предметы ведения, и внутренние проблемы); - довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждаются сообща вопросы, принимаются законы (хотя при принятии законов проводится либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате); - обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.); - палаты создают совместные (постоянные или временные) органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют в них равное число представителей); Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату (СП), однако по Федеральному закону от 18 ноября 1994 г. СП является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему; Закон не определяет СП как орган ФС и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных депутатских комиссий, если принятые Думой законы не находят одобрения у СФ; - численность палат различна (в ГД - 450 депутатов, в СФ - по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 89 субъектах - 178 членов СФ). Термины "верхняя" и "нижняя" палаты условны: возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь "снизу вверх": сначала его рассматривает ГД и лишь затем - СФ. Палату, начинающую законодательный процесс, называют "нижней", продолжающую его - "верхней". Последняя может не одобрить закон, но это - не верховенство над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее число голосов, так называемое квалифицированное большинство). (С. А.)
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - характеристика организации политической жизни общества и осуществления власти, строящаяся на попеременном нахождении у власти одной политической партии и пребывании в оппозиции другой. Соотношение их сил отражается на выборах депутатов парламента и президента. Представители победившей партии имеют большинство мест в парламенте, предопределяют состав правительства, кандидатуру на пост президента государства. Практика показывает, что можно выиграть парламентские выборы и уступить на президентских и наоборот. Наиболее типично применение Д. с. в США, Великобритании и некоторых других странах. Понятие "двухпартийная система" - в определенной мере условное, обиходное понятие. Оно отнюдь не означает, что в соответствующих государствах нет иных политических партий: они могут существовать. Однако две партии наиболее авторитетны, и их представителям достается большинство мест в парламенте (его палатах) и пост президента. Для победившей на парламентских или президентских выборах партии ранее принятые законы имеют обязательную силу. Их отмена или изменение могут проводиться в рамках установленных конституцией и законами процедур.(С. А.)
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - установленная нормативными актами способность участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности (равно как и правоспособности) определяется государством и закрепляется в различных нормативно-правовых актах. Основополагающее значение среди них имеют конституции. В силу этого дееспособность наряду с правоспособностью рассматривается как юридическое свойство. Как и правоспособность, дееспособность имеет исторический характер. Она обусловливается особенностями государственного и правового строя, историческими, национальными и религиозными традициями, уровнем развития экономики и гражданского общества. Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью, совместно с которой она указывает на потенциальные возможности субъектов быть участниками различных правоотношений. Ее наличие является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей. У государственных и общественных органов и организаций - субъектов права, - как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью: они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно. В отличие от этого у граждан правоспособность возникает с момента рождения, в то время как полная дееспособность, согласно законодательству большинства стран, - с 18 лет, по достижении ими совершеннолетия. (М. М.)
ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА - один из общеправовых принципов, означающий, что нормативный правовой акт, вступивший в силу, считается официально действующим до тех пор, пока он не будет официально отменен. Принцип Д. з. выражается прежде всего в установлении определенного общественного состояния, правового режима. Д. з. предполагает возникновение общественных отношений, для регулирования которых принят правовой акт. В одних случаях это в большей мере зависит от воли сторон и от их практической потребности в применении закона. Например, спор по поводу раздела имущества граждане могут решить сами. В противном случае они могут обратиться в суд, и тогда для них начнется действие нормативных правовых актов в части раздела собственности и судопроизводства. В других случаях Д. з. не зависит от воли сторон, оно обусловлено соответствующими обстоятельствами, сроками. Например, истечение срока полномочий депутатов или президентов и губернаторов требует проведения новых выборов. Таким образом, Д. з. связано с кругом общественных отношений и их субъектов, пространством, временем и иными факторами, находящими отражение в праве. (С. А.)
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1, 2 и 3-го КЛАССА - один из пяти квалификационных разрядив, установленных Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Это - самый высокий разряд. Присваивается государственным служащим, замещающим высшие государственные должности. Ниже идут остальные 4 разряда - государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса, советник РФ 1, 2 и 3-го класса, советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса, референт государственной .службы 1, 2 и 3-го класса. Присвоение квалификационного разряда действительного государственного советника РФ производится Президентом РФ. (С. А.)
ДЕКЛАРАЦИЯ - термин, используемый в разных значениях в правовом, в том числе и конституционном лексиконе. 1) Документ, принимаемый при создании нового государства и установлении его исходных начал, особенно в отношении прав личности и национальной политики. Например, после революции 1917 г. были приняты такие важные документы, как Декларация прав народов России (декабрь 1917 г.), Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г., потом стала частью Конституции РСФСР 1918 г.). Создание СССР оформлено принятием 30 декабря 1922 г. Договора и Декларации об образовании СССР. Отражая новые подходы к положению личности в РФ, Верховный Совет РФ 22 ноября 1991 г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, положения которой 22 апреля 1992 г. были включены в Конституцию РФ. 2) Документ, которым сопровождается принятие новой Конституции государства. В частности, в 1977 г. наряду с самой Конституцией СССР Верховный Совет СССР принял Декларацию о принятии и объявлении этой Конституции. 3) Один из видов актов (ненормативных) Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в котором палаты заявляют о своей позиции по какому-либо вопросу, поддержке действий различных сил, государств, движений и др. 4) Д. о доходах - документ, представляемый гражданином РФ в налоговую инспекцию. Конституционно-правовые акты могут содержать специальные требования на этот счет. Например, Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. говорит о том, что при регистрации кандидатов на должность Президента РФ каждый из них обязан представить в ЦИК РФ помимо, других документов также Д. о своих доходах за последние два календарных года. Федеральный закон о статусе члена СФ и депутата ГД 1994 г. (в редакции 1999 г.) требует, чтобы они представляли Д. о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Выявленные налоговыми органами нарушения, связанные с умышленным сокрытием доходов, подлежат опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации. 5) Таможенная Д. - документ, представляемый гражданином РФ на таможне при пересечении государственной границы и декларирующий (объявляющий) о тех денежных средствах и имуществе, которые гражданин хочет ввезти или вывезти. 6) Д. часто является документом международного общения государства и его представителей. (С. А.)
ДЕКРЕТ - вид нормативных правовых актов, особенно распространенный в России в первые месяцы и годы после Октябрьской революции 1917 г. Д. принимали практически все высшие государственные органы: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Президиум ВЦИК и Совет Народных Комиссаров (Правительство) РСФСР. Д. всех этих органов имели силу закона (надо также иметь в виду, что термин "закон" тогда вообще не имел распространения, акты предпочитали именовать декретами или постановлениями). (С. А.)
ДЕЛЕГАТ - член органов государственной власти в нашей стране в 20-30 гг. В то время применялась система многостепенных выборов (см.: Выборы. Многостепенные выборы). Население избирало депутатов сельских и городских Советов. Все вышестоящие органы государственной власти именовались съездами Советов, на которые делегаты избирались соответственно Советами, а далее - нижестоящими съездами Советов. (С. А.)
ДЕЛЕГАЦИЯ - в наиболее частом употреблении группа лиц, направленная каким-либо органом для участия в переговорах, торжествах, иных мероприятиях. Но в конституционном праве Д. имеет другое значение: поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз). Отсюда выражение - Д. полномочий (см. также: Делегирование полномочий). (С. А.)
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИИ - то же, что и делегация полномочий (см.: Делегация). Проблема Д. п. приобрела остроту в особенности в ряде зарубежных стран в связи с передачей парламентами разрешения многих важных вопросов правительствам. Акты правительств по переданным вопросам получили в литературе наименование делегированного законодательства. При этом оппозиция часто выражает озабоченность: передавая вопросы исполнительной власти, парламенты тем самым ослабляют свои позиции в государстве и одновременно возвышают роль государственной администрации, что также не содействует развитию демократии в политической жизни. Один из аспектов Д. п. - договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - см.: Делегирование полномочий. ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦЫ - определение общего направления линии границы между государствами, осуществляемое в процессе переговоров их полномочных представителей. Линия обозначается на карте с составлением описания прохождения линии границы. Постановления о Д. г. включаются в договоры государств или соглашения по пограничным вопросам. Описание линии дается в отдельной статье документа или в приложении. Карта прилагается. В последующем осуществляется проведение границы на местности (см.: Демаркация границы). (С. А.)
ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦЫ - следующий этап после делимитации границы: проведение границы между государствами на местности с обозначением ее пограничными знаками. Д. г. осуществляется представителями обоих государств с проведением съемки местности (топографической или аэрофотосъемки) и составлением топографической карты пограничной полосы. Одновременно устанавливаются пограничные знаки и определяются их координаты. Составляется протокол о Д. г., к нему прилагаются карта и схемы. Документы утверждаются компетентными органами соответствующих государств. (С. А.)
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА - обозначение существующей в данном государстве республиканской формы правления, при которой органы власти формируются народом или его представителями. Глава государства избирается либо непосредственно народом, либо парламентом, либо специальной коллегией выборщиков. Периодически назначаются новые выборы, что позволяет гражданам обновлять властные структуры, оказывая доверие другим партиям и движениям. При необходимости проводятся референдумы - всенародные голосования по важнейшим вопросам государственной жизни. Д. р. - это также широкие общественно-политические права и свободы граждан: свобода слова, печати, собраний, манифестаций и др. Это позволяет гражданам участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждать проекты законов и другие важные вопросы жизни страны. В Д. р. существует общественный контроль за властными структурами, чтобы не допускать произвола и беззакония. (См. также: Демократия.) (С. А.)
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ - организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ - один из принципов руководства государственными делами, проповедовавшийся в период советской власти. Нашел свое закрепление в ст. 3 Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г.: "Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело". Исключен из Конституции РФ 21 апреля 1992 г. (С. А.)
ДЕМОКРАТИЯ - понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы: 1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д. 2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты. 3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. 4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д. о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)
ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ - см.: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ - см.: Представительная демократия. ДЕМОКРАТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - см.: Производственная демократия. ДЕМОНСТРАЦИЯ - с точки зрения конституционного права один из способов осуществления права на собрания и манифестации, закрепленного в ст. 31 Конституции РФ. Согласно названной статье, граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Д. - разновидность так называемых публичных мероприятий, проводимых гражданами для выражения своих интересов, требований, взглядов путем движения по проезжей части улиц и площадей с плакатами или без них, с призывами через звукоусилители. Чаще всего Д. прямо связаны с политикой, но могут иметь к ней и опосредованное отношение. Проведение Д. возможно только при условии предварительного уведомления о ней соответствующего территориального органа исполнительной власти. Отказ органа принять уведомление означает невозможность (т. е. запрет) проведения Д. Более подробные правила должны содержаться в федеральном законе о порядке осуществления права на собрания и манифестации, который находится в стадии принятия. (С. А.)
ДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯ - отмена решения о натурализации, т. е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства. Как правило, отмена решения имеет место в случае представления лицом недостоверных данных, послуживших основанием его приема в гражданство. В частности, подобное правило установлено Законом РСФСР о гражданстве 1991 г. (С. А.)
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА - государственный денежный знак, существующий в данном государстве, установленный его конституцией или законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ). (С. А.)
ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ - производство и выпуск в обращение денежной единицы данного государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. (С. А.)
ДЕНОНСАЦИЯ - официально оформленный отказ государства от ранее заключенного международного договора. Возможность Д. договора обычно предусматривается в нем самом. Право Д. закрепляется, как правило, за парламентом государства в его конституции. Процедура Д. устанавливается законом. В Российской Федерации согласно ее Конституции (см., например, ст. 106) ратификация и Д. международных договоров РФ осуществляются федеральным законом, поэтому данный вопрос относится к компетенции обеих палат российского парламента - Федерального Собрания - Государственной Думы (ГД) и Совета Федерации (СФ). Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. использует более широкое понятие: он говорит о прекращении международных договоров РФ или о приостановлении их действия. Д. рассматривается в Законе как один из видов прекращения договора. Например, в ч. 1 ст. 37 Закона говорится: "Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международного договора Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации". Если решение о согласии на обязательность международного договора РФ принималось в форме федерального закона (договор ратифицировался парламентом), предложение о прекращении или приостановлении действия такого договора вносится в ГД Президентом или Правительством РФ. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий такого шага. Если предложение внесено иным субъектом, права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Предложение рассматривается по правилам законодательного процесса: сначала - в ГД, далее - в СФ. Принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон о прекращении (в том числе о Д.) или приостановлении действия международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием СФ и ГД и внесением в ГД проекта соответствующего федерального закона. Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых были заключены такие договоры, по согласованию с МИД РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и с разрешения Правительства РФ. По договорам, имеющим важное значение для Российской Федерации, решение может принять само Правительство РФ. Это решение - окончательно, т. е. Д. таких договоров парламентом не осуществляется. Последствия: прекращение (в том числе Д.) договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения; приостановление действия договора освобождает Российскую Федерацию от обязательства выполнять его в течение соответствующего периода времени и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими участниками договора. (С. А.)
ДЕПАРТАМЕНТ - 1) административно-территориальная единица в отдельных странах (например, во Франции); 2) государственный орган (например, государственный Д. США - аналог Министерства иностранных дел в ряде стран). В дореволюционной России - государственный орган либо подразделение государственного органа. В годы советской власти понятие "департамент" не использовалось. В настоящее время в Российской Федерации снова имеет применение. На федеральном уровне Д. - чаще всего подразделение федеральных органов исполнительной власти, ведающее одним из направлений деятельности органа. На уровне субъектов РФ Д. обычно называют отраслевые органы управления (т. е. прежние главные управления, управления, отделы). (С. А.)
ДЕПОРТАЦИЯ - принудительный вывоз одного лица или группы граждан из страны пребывания либо с места постоянного проживания по решению государственных органов. Д. может быть актом произвола и беззакония, как это имело место, в частности, в истории нашей страны, когда целые народы (крымские татары, чечены, ингуши, калмыки и др.) по обвинению в пособничестве немецко-фашистским войскам были высланы с мест своего проживания. Д. может проводиться по решению государств-победителей в войне для переселения определенных групп граждан и снятия таким способом напряженности в отдельных районах (например, депортация немцев с территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии). Д. применяет сегодня ряд стран для высылки за пределы государств отдельных нелегально проникающих на их территорию лиц или групп таких лиц, не имеющих официально оформленного разрешения на проживание. Перед проблемой Д. стоит и Российская Федерация, особенно в связи с нелегальным пребыванием на ее территории иностранных граждан (граждан Китая, Вьетнама, Северной Кореи и др.). (С. А.)
ДЕПУТАТ - лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа. Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства в возрасте, обычно, 18 лет для местных представительных органов, 21 года и более - для парламента государства, представительного органа субъекта федерации. Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других подразделений, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе Д. осуществляет индивидуально: готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см.: запрос депутатский) и индивидуального депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью. Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели, существуют так называемые императивный и сводный мандаты Д. При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. В Российской Федерации в настоящее время наказов избирателей и отчетов депутатов на федеральном уровне не существует. Что касается отзыва, он не применяется к депутатам Государственной Думы (ГД), многих представительных органов субъектов РФ; однако в некоторых субъектах, а также на уровне местного самоуправления право отзыва депутатов избирателями нередко закрепляется. При свободном мандате Д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует их о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва. В Российской Федерации в настоящее время свободный мандат существует в наиболее четком виде для Д. ГД: они не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны голосованием избирателей. Некоторые политические партии при подготовке проекта закона о статусе Д. ГД настаивали на том, чтобы полномочия Д., избранного в ГД по спискам политических партий и движений, досрочно прекращались по решению руководства этих общественных объединений, если Д. утратил доверие партии, движения, вышел из них и т. п. Однако это предложение не прошло. У Д. многих законодательных собраний субъектов РФ - также свободный мандат. Однако у Д. ряда законодательных собраний субъектов, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат имеет элемент императивности: они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки. Д. обладает депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом), не может нести ответственность за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см.: депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. с какой-либо иной должностью: например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.97 Конституции РФ). Д. имеет определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории представительного органа и др. Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на Д., посягательство на честь и достоинство Д., нарушение неприкосновенности Д. Д. имеет удостоверение и нагрудный знак, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа. (С. А.)
ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - лицо, избранное населением в состав Государственной Думы российского парламента и призванное участвовать в осуществлении законодательной власти и иных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ и законом, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа РФ. Основы статуса Д. ГД заложены в Конституции РФ, более подробно соответствующие вопросы регулируются в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 1994 г. (в редакции 1999 г.). Мандат Д. ГД - это свободный мандат, т. е. Д. ГД не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны избирателями. 225 Д. ГД избираются по территориальным избирательным округам, еще 225 - по спискам избирательных объединений, т.е. политических партий и движений. Д. ГД может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно Д. ГД и членом Совета Федерации. Кроме того, Д. ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 97 Конституции устанавливает принцип несовместимости мандата Д. ГД и должности. Все Д. ГД работают на профессиональной постоянной основе, т. е. работа в ГД является единственным местом их постоянной работы, Д. ГД получают денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Д. ГД не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. В ГД первого созыва (1993-1995 гг.) Д. ГД разрешалось входить в состав Правительства РФ, теперь это положение исключено. В соответствии с Конституцией РФ и Законом 1994 г. Д. ГД обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность Д. ГД распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении Д. ГД неприкосновенности решается ГД по представлению Генерального прокурора РФ. Д. ГД не несет уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу Д. ГД, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны Д. ГД были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. Д. ГД вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей. Закон 1994 г. называет следующие формы деятельности Д. ГД: участие в заседаниях ГД; участие в работе комитетов и комиссий ГД; участие в выполнении поручений палаты; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; участие в работе фракций и депутатских групп; обращение с вопросом к членам Правительства на заседании ГД; работа с избирателями. Конституция наделяет Д. ГД правом законодательной инициативы. Он вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям. Д. ГД должен быть дан ответ или представлены необходимые материалы. В случае необходимости дополнительной проверки полагается сообщить об этом Д. ГД, а окончательный ответ представить ему не позднее 30 дней со дня получения обращения. Д. ГД обязан поддерживать связь с избирателями. Он рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. ГД информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. В деятельности ГД особенно ощущается пульс политической жизни страны. Поэтому важное значение имеет участие Д. ГД в работе фракций и депутатских групп. Д. ГД взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, от которых в немалой степени зависят успешное выполнение им своих задач и перспективы переизбрания на следующий срок. Д. ГД имеет ряд материальных и организационных гарантий своего статуса. В частности, прибывшие из других мест в Москву Д. ГД получают служебную квартиру на себя и семью 1.либо бесплатный номер в гостинице. Д. ГД имеет право бесплатного проезда на всех видах транспорта (кроме такси) в пределах РФ, а также право внеочередного приобретения проездных документов, внеочередного поселения в гостинице. Д. ГД получает на весь срок полномочий дипломатический паспорт. Время выполнения депутатских функций засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а по окончании срока полномочий Д. ГД предоставляется прежняя либо другая равноценная работа (должность). Эта гарантия распространяется и на супругу (супруга) Д. ГД. Ежегодный оплачиваемый отпуск - 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение Д. ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. На время выполнения депутатских функций Д. ГД предоставляется отдельное служебное помещение в помещении ГД, оборудованное мебелью, оргтехникой (включая компьютер), средствами связи. Д. ГД имеет 5 штатных помощников (не более двух - в ГД, остальные - по работе в округе или регионе) и до 30 внештатных помощников. Д. ГД снабжается информационными изданиями ГД, получает все необходимые материалы по обсуждаемым вопросам. (С. А.)
ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА - объединение депутатов представительного органа по принципу принадлежности к одной и той же партии (движению), политическому течению либо избранных от соседних избирательных округов. Д. г. создается для консолидации сил депутатов, их более ощутимого влияния на деятельность всего представительного органа, а также для взаимопомощи депутатов. В Государственной Думе существуют фракции и Д. г. Фракции объединяют депутатов, избранных по спискам партий и движений, а также избранных по округам и выдвинутых партиями, движениями. Д. г. объединяют преимущественно так называемых независимых депутатов, избранных по округам в своем личном качестве, а также тех депутатов, которые решили не входить в соответствующие фракции (см.: фракция парламентская). В советское время практиковалось создание так называемых территориальных Д. г. и производственных Д. г. Территориальные Д. г. образовывались чаще всего городскими и районными Советами народных депутатов (реже - сельскими Советами). Они объединяли депутатов, избранных от соседних избирательных округов по микрорайонам городов или от соответствующих населенных пунктов (либо их групп), входящих в районы. Помимо депутатов соответственно городского, районного Советов в состав территориальных Д. г. обычно входили и депутаты вышестоящего уровня (области, республики, Союза ССР), чьи избирательные округа находились на данной территории. Их задачей было обеспечение большей меры учета и согласованности интересов населения данного микрорайона или населенного пункта в планах и решениях соответствующего Совета народных депутатов, а также помощи депутатам, входящим в территориальную Д. г. Она имела право контроля за деятельностью администраций предприятий, учреждений и организаций, находящихся на ее территории. Кое-где решением соответствующего Совета территориальные Д. г. превращались в мини-Советы, т. е. органы власти этой территории, решающие отдельные вопросы (например, распоряжение освобождающейся жилой площадью, использование нежилых помещений, сооружение спортивных площадок и др.). Производственные Д. г. образовывались из депутатов Советов всех уровней, работающих на данном предприятии. В основном их задачей было содействие администрации предприятия в лучшем выполнении производственных обязательств, повышении производительности и культуры труда, в воспитании работников и т.д. Как правило, производственные Д. г. не претендовали на более сильные позиции, в том числе на контроль за деятельностью администрации. Важными задачами для производственных Д. г. считались оказание помощи рабочим и служащим в удовлетворении их социально-бытовых прав (например, соблюдение порядка обеспечения жильем) и укрепление связей трудового коллектива с соответствующим Советом народных депутатов. (С. А.)
ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Таким образом, Д. н. - это не освобождение депутата от юридической ответственности вообще, как порой неверно пишут средства массовой информации, а особый порядок применения некоторых мер этой ответственности, который должен оградить депутата от необоснованного преследования и, прежде всего, мести тех органов и должностных лиц, незаконные и неблаговидные действия которых явились объектом критики со стороны депутата. В последнее время понятие "депутатская неприкосновенность" стало трактоваться в расширительном плане. Например, депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Д. н. распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, на принадлежащие ему документы (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.). Некоторые депутаты стали еще шире трактовать Д. н. - как имеющую абсолютный характер, т. е. без прямой связи с депутатской деятельностью. Поэтому Конституционный Суд в постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о толковании указанного Закона записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ указанные положения Закона в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности. Таким образом, именно в этом плане и должна рассматриваться Д. н. как гарантия статуса депутата. (С. А.)
ДЕПУТАТСКИЙ ИММУНИТЕТ - то же, что и депутатская неприкосновенность. (С. А.)
ДЕПУТАТСКИЙ ИНДЕМНИТЕТ - не привлечение к ответственности депутата за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, согласно ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 1994 г. (в редакции 1999 г.), депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. Однако привлечение к ответственности осуществляется только в случае лишения депутата неприкосновенности. (С. А.)
ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС - используемое в конституционно-правовой и политической литературе выражение, которое означает совокупность депутатов либо конкретного представительного органа, либо всех представительных органов вместе взятых. (С. А.)
ДЕПУТАТСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - право депутата в устной или письменной форме обратиться в компетентный орган или организацию, поставить перед ними вопрос, связанный с депутатской деятельностью, или затребовать интересующие его документы и сведения. Орган или организация обязаны рассмотреть обращение депутата в определенный срок и дать ему ответ по существу поставленного вопроса либо предоставить в его распоряжение соответствующие документы и сведения. Например, депутат Государственной Думы вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям. Депутату безотлагательно дается ответ или предоставляются необходимые материалы. В случае необходимости дополнительной проверки следует сообщить об этом депутату, а окончательный ответ представить ему не позднее 30 дней со дня получения обращения. При этом депутаты не вправе своими обращениями вмешиваться и влиять на деятельность органов дознания, следствия и суда. (С. А.)
ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - обобщенное наименование депутатских формирований в парламенте или ином представительном органе. Чаще всего объединением является фракция или депутатская группа (см.: Депутатская группа. Фракция парламентская). (С. А.)
ДЕПУТАТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - изучение обстоятельств какого-либо происшествия, проводимое по решению и поручению представительного органа специально созданной из числа депутатов группой, комиссией или постоянным комитетом (комиссией) представительного органа. Д. р. может проводиться только по вопросам, входящим в компетенцию данного представительного органа: например, неправильное применение закона, приведшее к трагическим последствиям, нарушение закона в части депутатского иммунитета и т. п. При проведении Д. р. не могут подменяться органы, которые по закону должны проводить соответствующие проверки и расследования. В ходе Д. р. ведущие его лица могут беседовать с очевидцами, специалистами и экспертами, записывать их объяснения, запрашивать и получать необходимые материалы и документы, проводить заседания, совещания, выходить на место, производить кино-, видео- и фотосъемки. На основании собранных материалов группа (комиссия) составляет свое заключение, которое представляет представительному органу. Последний обсуждает вопрос на своем заседании и принимает решение. Д. р. - это не уголовное расследование, и представительный орган может давать оценки лишь в рамках своих полномочий. Если представительный орган сочтет, что есть основания для передачи материалов в прокуратуру или иные правоохранительные органы, последние должны перепроверить все представленные документы, материалы, пояснения и т. д., допросить соответствующих лиц и принять решение в соответствии с законом. Зачастую Д. р. именуют также парламентским расследованием. (С. А.)
ДЕ-ФАКТО - фактическое положение дел в какой-то сфере, по какому-то вопросу, либо не урегулированное правом, либо отличающееся от порядка, предусмотренного нормативным актом. (С. А.)
ДЕ-ЮРЕ - порядок развития общественных отношений, предусмотренный нормативным правовым актом. (С. А.)
ДИАСПОРА - совокупность представителей какой-либо нации, народности, имеющей свое государственное образование в другом государстве, но проживающей на территории данного государства (например, русская Д. на Украине, украинская Д. в России). В конституционно-правовом плане понятие "диаспора" может учитываться при нормативном закреплении основ политики государства в отношении соотечественников (см.: Российский соотечественник. Российская диаспора). (С. А.)
ДЖИБУТИ (Республика Джибути) - бывшая Французская территория афаров и исса. Независимость предоставлена 27 июня 1977 г. в результате референдума 8 мая 1977 г., в ходе которого большинство населения высказалось за независимость от Франции. Столица - г. Джибути. Административное деление: 4 округа и район Джибути. По Конституции 1992 г. (одобрена 96% избирателей на проходившем 4 сентября 1992 г. референдуме) - республика. Президент избирается сроком на 6 лет с правом переизбрания еще на один срок. Национальное собрание состоит из 65 депутатов. Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. С 1991 г. в стране развернуто повстанческое движение, имеющее целью свержение режима. (А.К.)
ДИАРХИЯ - в отечественной и зарубежной литературе по конституционному праву довольно редко используемый термин, обозначающий равенство статуса двух высших должностных лиц государства, например, президента и председателя правительства. (С. А.)
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И РАНГИ - наименования соответственно дипломатических представителей государств и звания, присваиваемые дипломатическому персоналу. По Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. главы дипломатических представительств разделены на три класса: послы и нунции (аккредитуются при главах государств), руководители иных представительств эквивалентного ранга; посланники и интернунции - аккредитуются также при главах государств; поверенные в делах - аккредитуются при министре иностранных дел. Дипломатические ранги присваиваются дипломатическому персоналу Министерства иностранных дел государства, включая и работающих за границей. Перечень дипломатических рангов устанавливается соответствующим государством. Как правило, это следующие ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник, поверенный в делах, посланник, посол. Государства могут вводить и более дробную классификацию. (С. А.)
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ - права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их главам и сотрудникам в целях обеспечения условий для беспрепятственного, нормального осуществления их функций. Для учреждений - это неприкосновенность помещений, архивов, транспорта, освобождение от налогов, от таможенного досмотра и сборов, свобода выбора форм работы и сношений со своим государством и др. Физическим лицам, имеющим статус дипломата (т. е. специальный ранг или положение), обеспечиваются: личная неприкосновенность, неприкосновенность служебного и личного помещений, освобождение от уголовной ответственности, а также, с определенными изъятиями, от гражданско-правовой и административной ответственности в государстве пребывания, от таможенного досмотра. Международное право включает в круг лиц, имеющих Д. п. и и., также глав государств и правительств, министров иностранных дел, иных глав центральных органов государства на период их зарубежных поездок, глав правительственных делегаций. Государства на основе взаимности могут договариваться о расширении круга лиц, имеющих Д. п. и и. Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. (в редакции 1999 г.) предусматривает, что на весь срок полномочий члену СФ и депутату ГД выдается дипломатический паспорт. Однако Д. п. и и. распространяются на этих лиц только на время официальных поездок. (С. А.)
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - находящийся в другом государстве или при международной организации орган внешних сношений данного государства - посольство, миссия, представительство. (С. А.)
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК - противоправное деяние физического лица, направленное на нарушение внутреннего распорядка предприятия, объединения или учреждения, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершение Д. п. предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях), локальных (решениях местных органов власти и управления и др.) нормативно-правовых актах, в текущем законодательстве. Так, например, Кодексом законов о труде РФ предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение. (М. М.)
ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА - вид органов общественной самодеятельности, т. е. общественное объединение граждан, желающих участвовать безвозмездно в охране общественного порядка. (С. А.)
ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - использовавшееся в нашей стране в прежние годы наименование многих общественных объединений граждан (спортивных, оборонно-спортивных, просветительских и др.). Сейчас применяется понятие "общество". (С. А.)
ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО - гражданин, привлекаемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением (при избрании депутатов по избирательному списку на основе пропорциональной избирательной системы), кандидатом на выборную государственную должность или должность в местном самоуправлении для оказания помощи в избирательной кампании, особенно ведении предвыборной агитации и организации предвыборных мероприятий (по законодательству Д. л. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов). Д. л. подбираются кандидатами и избирательными объединениями самостоятельно из числа граждан, обладающих избирательным правом. Д. л. регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании заявлений кандидатов, избирательных объединений и граждан, согласных быть Д. л., и получают от нее удостоверение. Количество Д.л.зависит от уровня выборов. Например, каждый кандидат, баллотировавшийся в 1995 г. в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу, мог иметь до 10-Д. л. (в 1999 г. - до 20), а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могли назначить до 500 Д. л. (на выборах 1993 г. - до 450). Кандидат на должность Президента РФ может иметь до 200 Д. л. По просьбе Д. л. работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Оплата труда Д. л. в этот период осуществляется из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие Д. л., вправе отозвать их в любое время, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим Д. л. удостоверения. (С. А.)
ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ - двустороннее или многостороннее соглашение государств. (С. А.)
ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - федеративное государство, созданное путем заключения федеративного договора между государствами или иными территориальными единицами, решившими войти в это государство. Другой вариант - преобразование унитарного государства в федеративное с заключением федеративного договора между частями государства, ставшими субъектами федерации. Порой Д. ф. противопоставляется конституционной федерации, т. е. построению федеративного государства не на основе договора, а на основе Конституции, принимаемой высшим органом новой федерации. Существует также конституционно-договорная (договорно-конституционная) федерация, когда вначале заключается договор, а затем принимается Конституция. В таком случае применяются оба документа, причем они имеют равную силу. Идеи существования федерации лишь на основе договора, а также на основе двух равных документов - договора и Конституции - представляются малореалистичными. Федерация - это государство, и ее основой должна быть Конституция, важнейшей частью которой являются нормы, посвященные федеративному устройству государства, статусу федерации и ее субъектов, гарантиям их прав и интересов. (С. А.)
ДОГОВОР ФЕДЕРАТИВНЫЙ - см.: Федеративный договор. ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ - внутригосударственный договор. В особенности характерен для федеративного государства. Это - договоры: 1) между федерацией в целом и ее субъектами, а также государственными органами обоих уровней; 2) между субъектами федерации, а также их государственными органами. Д. г.-п. первой группы посвящены уточнению предметов ведения и полномочий сторон, если это не сделано федеральной конституцией и федеральными законами. Такого рода договоры предусмотрены, например, ст. 11 Конституции РФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, это могут быть Д. г.-п. о сотрудничестве сторон в решении проблем, имеющих важное значение для какого-то региона и требующих объединения усилий и помощи федерального центра. Д. г.-п. второй группы, как показывает практика РФ, - чаще всего договоры о сотрудничестве субъектов РФ. Ряд ученых относит к Д. г.-п. договоры государств, решивших объединиться в новое федеративное (союзное) государство (например, Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., в который вошли на положении союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация). Решение о создании СССР было принято Съездами Советов - высшими органами государственной власти этих государств. И указанный договор был не документом, подписанным полномочными делегациями четырех государств, а документом, принятым 1-м Съездом Советов СССР, т. е. высшим органом нового государства. Если же договор о создании федеративного союза подписывается полномочными делегациями государств, входящих в это новое государство, такой договор будет иметь черты и государственно-правового, и международно-правового договора. (С. А.)
ДОЗНАВАТЕЛЬ - должностное лицо органа дознания, уполномоченное осуществлять установленные уголовно-процессуальным законодательством действия по выявлению и расследованию преступлений (см.: Дознание). (К. Г.)
ДОЗНАНИЕ - одна из форм регламентируемой уголовно-процессуальным законодательством деятельности по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений и изобличению лиц, виновных в их совершении. Осуществлять эту деятельность могут лишь специально уполномоченные органы - органы дознания и их должностные лица (дознаватели). Закон предусматривает два вида Д. Один из них - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, требующих предварительного следствия. К таким действиям отнесены: осмотр места происшествия, предметов, документов и других объектов, которые могут стать доказательствами; возбуждение уголовного дела, обыск, выемка, освидетельствование, задержание; допрос подозреваемого, допрос потерпевшего и свидетеля. После их выполнения, но не позднее чем через десять дней после возбуждения уголовного дела, все собранные материалы должны быть переданы следователю. Другой вид Д. - это Д., заменяющее предварительное следствие. Оно допускается по уголовным делам, не требующим такого следствия (как правило, это дела о преступлениях, не обладающих большой степенью общественной опасности и не являющихся сложными с точки зрения их расследования). При осуществлении этого вида Д. могут быть произведены все следственные действия (за незначительным исключением), вплоть до составления обвинительного заключения, которое после его утверждения прокурором вместе с собранными материалами дела направляется в суд для рассмотрения по существу. (К. Г.)
ДОЛГ ГРАЖДАНИНА - категория, довольно широко использовавшася в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Например, в ст. 61 Конституции СССР говорилось, что долг гражданина СССР - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Согласно ст. 62, защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. В ст. 64 сказано, что долг каждого гражданина СССР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства. Статья 68 гласила, что забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР. В ст. 69 записано, что интернациональный долг гражданина СССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. Категория "долг" широко применялась в прежних конституциях в соответствии с таким пониманием статуса личности, когда существует не только единство ее интересов и интересов государства, но и активное участие личности в достижении задач, стоящих перед государством и обществом. Категория "долг" является более широкой по сравнению с понятием "обязанность", хотя и близкой к ней: установить юридические способы осуществления "обязанности" реально, но очертить в праве все формы выполнения "долга" практически невозможно. Действующая Конституция РФ исходит из более четкого определения как задач государства, так и возможностей личности, поэтому она сокращает использование категории "долг" до минимума. Например, согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.(С. А.)
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - в российском праве (в том числе уголовном) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285 УК РФ). Таким образом, понятие "должностное лицо" - шире понятия "представитель власти" и охватывает ряд иных лиц, которые в силу должностного положения могут выполнять специальные функции. Организационно-распорядительными функциями в доктрине административного и уголовного права считается, в частности, руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Под административно-хозяйственными функциями понимаются управление или распоряжение государственным либо муниципальным имуществом, установление порядка его хранения, переработки и т. д. (С. А.)
ДОМИНИКА (Содружество Доминики) - островное государство в группе малых Антильских островов. Независимость предоставлена 3 ноября 1978 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Розо. Административное деление: 10 приходов. На конференции в Лондоне в июле 1978 г. выработана Конституция. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается парламентом сроком на 5 лет. Парламент - Палата собрания - состоит из 31 депутата, из них 21 избирается всеобщим голосованием, 9 назначаются главой государства. Отдельно назначается спикер парламента. Срок полномочий - 5 лет. Премьер-министр назначается президентом из лидеров партии парламентского большинства. (А. К.)
ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - государство в Вест-Индии, в восточной части острова Гаити. Столица - г. Санто-Доминго. Административное деление: 29 провинций и национальный округ. После 30 лет диктатуры Трухильо (1930-1961 гг.) и американской оккупации (1965 г.) власть перешла к Президенту Балагеру (1966-1978 гг., переизбирался в 1986, 1990, 1994 гг.). 30 июля 1996 г. Президентом избран Л. Фернандес Рейна. По Конституции 1966 г. - президентская республика, в которой президент, являясь главой государства и правительства, имеет широкие полномочия. Избирается населением сроком на 4 года с правом неограниченного переизбрания. Одновременно избирается вице-президент. Парламент - Национальный Конгресс - состоит из Сената (30 сенаторов, избираемых на 4 года) и Палаты депутатов (120 депутатов, избираемых на тот же срок). Правительство формируется президентом и ответственно перед парламентом. (А. К.)
ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ - категория, закрепленная в ст. 21 Конституции РФ, под которой обычно понимают обладание человеком определенными нравственными и интеллектуальными качествами, соответствующим общепринятым моральным ценностям. Человек априори исходит из того, что он обладает такими качествами. В принципе его должны так же воспринимать и окружающие. Д. л. - категория многоплановая, включающая в себя прежде всего определенное поведение человека; невозможность совершения им поступков, осуждаемых общественной моралью; интеллектуальный уровень и образованность человека; отношение к окружающим, образ жизни, признаваемые в обществе образцовыми. Соответственно унижение Д. л. - это приписывание человеку неблаговидных поступков, уничижительная характеристика умственных и иных личностных качеств, совершение против него действий, означающих глумление над личностью, выставление в невыгодном свете перед окружающими. Закрепление категории "достоинство личности" как конституционно-правовой предполагает различные формы защиты. Ряд возможностей имеет сам человек, начиная от личной физической защиты (при угрозе жизни, здоровью, нравственному состоянию, в случае незаконного ограничения свободы) и кончая гражданско-правовыми и уголовно-правовыми средствами при нанесении ему морального ущерба, оскорбления и т. д. Соответственно, и государство берет на себя определенную ответственность. Конституция РФ (ст. 21) устанавливает: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Специально предусматривается в той же статье, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. (С. А.)
ДУМА - 1) в Средние века в Русском государстве - сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера; 2) в начале XX в. Государственная дума - первый общегосударственный российский парламент. Д. - наименование и местных выборных (представительных) учреждений; 3) в настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания РФ - нижняя палата российского парламента как органа государственной власти. Состоит из 450 депутатов: 225 из них избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, 225 - по федеральным спискам избирательных объединений, т. е. политических партий, движений (см.: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации); 4) Думами названы представительные (законодательные) органы власти ряда субъектов РФ, а также представительные органы местного самоуправления многих городов и районов. (С. А.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |