СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЗАДЕРЖАНИЕ - мера принуждения, применяемая к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения, а также к осужденным, уклоняющимся от отбывания назначенного судом наказания. Как правило, это - краткосрочное ограничение свободы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, службы безопасности, пограничной службы. Допускается содержание задержанных на гауптвахтах, а в случаях задержания капитанами морских судов, находящихся в плавании, или начальниками зимовок - в помещениях, приспособленных для этих целей. По подозрению в совершении преступления 3. может быть предпринято в отношении лица, подозреваемого в наказуемом лишением свободы преступлении, при наличии одного из следующих оснований: - когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление; - когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, 3. может состояться лишь в том случае, если такое лицо покушалось на побег, когда оно не имеет постоянного места жительства или его личность не установлена. О любом случае 3. составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола. Подписывается протокол лицом, его составившим, и задержанным. В течение не более двадцати четырех часов направляется письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Все задержанные по подозрению в совершении преступления приобретают предусмотренные Уголовно-процессуалъным кодексом РСФСР права по защите своих законных интересов, в том числе право иметь защитника, встречаться с ним наедине и без ограничения количества свиданий, пользоваться его помощью и т. д. Административное задержание допускается в целях пресечения административного правонарушения (см.: Административное взыскание), когда исчерпаны другие меры воздействия, а также с целью установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если протокол является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления об административном правонарушении. Об административном 3. составляется протокол, по содержанию сходный с протоколом, о котором было сказано выше. Он подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного подписать протокол в нем делается об этом запись. По просьбе лица. задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники. администрация по месту работы или учебы. Уведомление о 3. несовершеннолетнего его родителей или лиц, их заменяющих, - обязательно. Административное 3. может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами), например, органами внутренних дел, пограничной службы, таможенной службы, военной автомобильной инспекции, государственного горного надзора. Административное 3. может длиться не более трех часов. В исключительных случаях - более продолжительное время. Органы пограничной и таможенной служб вправе прибегать к административному 3. для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения на срок до трех суток с сообщением об этом в письменном виде прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документа, удостоверяющего его личность. Лица, совершившие, к примеру, мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, занимающиеся незаконной торговлей товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлей с рук в неустановленных местах, могут быть задержаны до рассмотрения дела районным судьей (мировым судьей) или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. Срок административного 3. исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - его вытрезвления. Предусматривается также возможность задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказания по приговору суда в виде ограничения свободы. В случае уклонения осужденного от получения предписания о следовании к месту отбывания наказания или невыезда туда в установленный срок, орган внутренних дел с санкции прокурора может подвергнуть его задержанию на срок до 15 суток. Допускается 3. такого рода осужденных и тогда, когда они на длительное время покидают без уважительных причин пределы территории исправительного центра. В таком случае 3. с санкции прокурора может длиться до 30 суток. Обжалование 3. допускается не только руководству того органа, сотрудники которого его произвели, руководству вышестоящего органа или прокурору, но и в суд. Последний обязан принять и своевременно рассмотреть жалобу на 3. в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. (К. Г.)
ЗАИР - см.: Конго. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ - см.: Арест. ЗАКЛЮЧЕННЫЙ - лицо, находящееся по решению уполномоченных органов или должностных лиц под стражей в связи с задержанием, применением меры пресечения, административного или дисциплинарного ареста, а также в связи с арестом либо лишением свободы по приговору суда. Независимо от оснований и поводов помещения под стражу, 3. является не только носителем обязанностей, но и обладателем прав. Круг и объем его прав и обязанностей подробно определяются законодательными актами - к примеру, ст. 21 Конституции РФ, У головно-исполнительным кодексом РФ, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнослужащих и лиц,приравненных к ним), Кодексом торгового мореплавания РФ (для лиц, помещаемых под стражу по решению капитанов судов, находящихся в дальнем плавании). Существуют и признаваемые Российской Федерацией международные документы - например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу в какой бы то ни было форме.(К. Г.)
ЗАКОН - нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу. 3., будучи принятым парламентом, тем не менее считается не его актом, а актом государства. Тем самым подчеркивается всеобщий характер 3L аккумуляция в нем интересов и воли народа. В РФ на федеральном уровне существуют три вида законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ. В каждом субъекте РФ принимаются свои законы законодательным (представительным) органом власти или референдумом субъекта. (С. А.)
ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКИЙ - понятие, посредством которого хотят подчеркнуть отличие нормативных правовых актов государства, официально принимаемых парламентом или на референдуме, от законов общественного развития или природы, которые существуют объективно. Законы общественного развития и природы не надо принимать, а попытки изменить их волевым путем, как правило, приводят к отрицательным последствиям. 3. ю. не только принимаются, но также изменяются, дополняются и отменяются, что, в принципе, считается нормальным явлением общественно-политического развития. (С. А.)
ЗАКОННОСТЬ - один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами. Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа: - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; - высшая юридическая сила Конституции РФ; - ее прямое действие и применение на всей территории РФ; - требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ; - обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ. Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования: они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов. После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)
ЗАКОННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННАЯ - см.: Конституционная законность. ЗАКОНОДАТЕЛЬ - распространенное в литературе (в том числе юридической) наименование парламента государства, т. е. органа законодательной власти, обладающего исключительным правом принятия законов государства. Соответственно депутатов парламента журналисты именуют порой законодателями, что, конечно, можно воспринимать с известной долей условности.(С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ,- разновидность государственной власти. Осуществляется парламентом государства. Главное выражение 3. в. - принятие законов государства, это - ее основная функция. Однако наряду с этим парламент может осуществлять и другие функции: представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики, ее осуществлении, утверждении бюджета и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении некоторых высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координация деятельности всех представительных органов государства. Если в государстве взята за основу система разделения властей. 3. в. называется первой среди них (т. е. законодательная, исполнительная, судебная власти, а не в иной последовательности). По мнению одних исследователей, все три власти являются равными в системе разделения властей. По мнению других, в определенных отношениях 3. в. все-таки занимает главенствующее (определяющее) положение, поскольку только она принимает главные акты государства - законы, на основе которых действуют две другие ветви власти, имеет право формирования органов, относящихся к другим ветвям власти, а также право контроля в отношении органов исполнительной власти. Если даже в государстве не проповедуется теория разделения властей, все равно на практике парламент называют законодательной властью. В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции (ст. 10). Законодательную власть РФ осуществляет Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ (ст. 11 и 94 Конституции РФ). (С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - см.: Право законодательной инициативы. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - совокупность приемов, методов и правил разработки проектов нормативных правовых актов (и прежде всего законов), включая правильный выбор правовой формы акта с учетом предмета правового регулирования (закон, указ, постановление, положение и т. д.), изложения содержания акта (в том числе язык нормативного акта, его внутренняя логика, четкость определений, связь с другими нормативными документами), а также правильное оформление проектов и принятых актов.(С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - один из способов осуществления права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы 1994 г. По этому Регламенту право законодательной инициативы осуществлялось в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Как можно видеть, 3. п. не было связано с представлением текста законопроекта. Это, образно говоря, - идея, модель, концепция будущего закона. В Регламенте ГД 1998 г. 3. п. не предусмотрено. Право законодательной инициативы осуществляется внесением в ГД законопроектов и поправок к законопроектам. (С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ - понятие, вызывающее в науке права различные подходы. По мнению одних авторов, 3. а. - это только принимаемые парламентом законы государства. По мнению других, в число 3. а. следует включать не только законы государства, но также и иные нормативные акты, принимаемые парламентом, главой государства и правительством. Минусы такого подхода состоят в том, что в этом случае на одном уровне стоят как сами законы, так и те акты, которые должны издаваться в соответствии не только с конституцией государства, но и самими законами. (С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС - понятие, которым охватываются все депутаты парламента государства. (С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсуждения, принятия и обнародования закона. Импульсом для начала 3. п. является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение им в парламент законопроекта. В Федеральном Собрании - парламенте РФ - законопроекты вносятся в его нижнюю палату - Государственную Думу (ГД). Далее начинается 3. п., складывающийся из следующих стадий. 1) Законопроекты, внесенные в ГД, поступают в Совет ГД. Они подлежат регистрации ГД. Законопроект, подлежащий рассмотрению Думы, направляется Советом ГД в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Совет ГД принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения ГД, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ - по вопросам их ведения - для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ направляются в законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ с той же целью. Совет ГД может установить срок для подготовки законопроекта. Если по одному и тому же вопросу имеется больше одного законопроекта, они рассматриваются комитетом одновременно. Однако после принятия решения Совета ГД о включении ранее поступивших законопроектов в порядок работы ГД принятие к рассмотрению новых законопроектов по тому же вопросу прекращается. По решению ответственного комитета законопроект направляется соответствующим министерствам и ведомствам, иным государственным, а также общественным органам, на научную экспертизу. Правовое управление Аппарата ГД по поручению Совета ГД или ответственного комитета ГД осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, а также проверку представленного субъектом права законодательной инициативы перечня актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного законопроекта. Подготовленный к рассмотрению ГД законопроект и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет ГД для внесения на рассмотрение ГД. 2) Внесенный Советом ГД законопроект подлежит рассмотрению ГД. Из Регламента ГД не вытекает, что она должна вынести специальное решение о принятии законопроекта к рассмотрению. На это указывает включение данного законопроекта в повестку дня с ее последующим утверждением. Рассмотрение законопроектов Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД. "Чтение" - специальный термин, обозначающий одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, охватывающий совокупность действий соответствующих участников законодательной процедуры на данной стадии. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитетаГД. Рассмотрение законопроекта, представленного Президентом РФ, Правительством РФ, субъектом РФ, высшими федеральными судами, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов ГД, полномочного представителя Президента РФ в палате, представителей Правительства РФ, субъектов РФ, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении. При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении ГД может решить: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять федеральный закон (Ф. з.). В случае принятия законопроекта в первом чтении ГД может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. ГД может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Законопроект, принятый в первом чтении, в течение 5 дней направляется субъектам права законодательной инициативы. При внесении более одного законопроекта по одному и тому же вопросу ГД рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение (путем рейтингового голосования), какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает отклонение других законопроектов. Отклоненные законопроекты не могут быть внесены в ГД повторно до принятия ею окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении. В принципе, возможно принятие Ф. з. Думой уже в первом чтении. После принятия (иначе говоря - одобрения) законопроекта в первом чтении поправки к нему вносятся в соответствующий комитет ГД в виде изменений и дополнений к конкретным статьям законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта. Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, который может согласиться с ними и включить их в законопроект или внести в ГД рекомендацию об отклонении поправок. После рассмотрения комитетом доработанный законопроект представляется в Совет ГД для включения в календарь рассмотрения Думой вопросов во втором чтении. Вместе с законопроектом представляются таблица одобренных комитетом поправок и таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, а также таблица поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений. По поручению комитета и в соответствии с текстом законопроекта Правовое управление Аппарата ГД проводит правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта. Совет ГД принимает решение о включении законопроекта в календарь рассмотрения вопросов ГД во втором чтении, о направлении материалов депутатам и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета. Подготовленный ко второму чтению законопроект вместе с прилагаемыми материалами к нему направляется инициатору законопроекта, Президенту РФ, Совету Федерации, Правительству РФ. Второе чтение законопроекта начинается с доклада представителя ответственного комитета ГД. Затем выступают полномочный представитель Президента, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов, приглашенных на заседание представителей иных субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в законопроект. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в ГД проводится голосование об одобрении или отклонении соответствующей поправки. Далее по той же процедуре ГД рассматривает поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению, а также поправки, по которым комитетом не принято решений. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования предложение не набрало необходимого числа голосов (большинство от общего числа депутатов палаты, т. е. минимально 226 голосов), законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После доработки законопроект повторно рассматривается во втором чтении. Председательствующим ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с обсуждения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет ГД для включения в проект порядка работы ГД. Совет ГД назначает третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. Согласно ст. 125 Регламента ГД, при третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих Большинство депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ Ф. з. принимается ГД большинством от общего числа депутатов палаты (т. е. от 450). Федеральный конституционный закон (Ф. к. з.) считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. 3) Принятый ГД Ф. з. в течение о дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Часть 4 ст. 105 Конституции РФ гласит: Ф. з. считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения Ф. з. СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Ф. з. подлежит повторному рассмотрению ГД. Согласно ч. 5 ст. 105, в случае несогласия ГД с решением СФ закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. В ст. 106 Конституции РФ говорится, что обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД Ф. з. по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;,, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной границы РФ; е)войны и мира. Согласно Регламенту Совета Федерации 1996 г., поступивший из ГД Ф. з. регистрируется в СФ и в срок, не превышающий 48 ч., направляется вместе с сопроводительными документами и материалами всем членам СФ. Установленный Конституцией 14-дневный срок, в течение которого СФ рассматривает поступивший из ГД Ф. з., исчисляется по Регламенту СФ со дня, следующего за днем регистрации. По поводу этого правила СФ обратился в Конституционный Суд РФ (КС РФ) с запросом о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ. КС РФ определил в своем постановлении от 23 марта 1995 г., что рассмотрение Ф. з. в СФ должно начинаться не позднее 14 дней после его передачи в СФ из ГД. Если СФ не укладывается в 14-дневный срок, Ф. з. не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующих заседаниях СФ - до вынесения решения о его одобрении или отклонении. После поступления и регистрации в СФ принятого ГД федерального закона Председатель СФ определяет комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по закону, и направляет закон в этот комитет. Председатель СФ может передать Ф. з. для подготовки заключения нескольким комитетам, назначив головной комитет. Комитет, которому поручена подготовка заключения, рассматривает Ф. з. и принимает по нему заключение. Комитет должен прежде всего указать в заключении, подлежит ли данный Ф. з. в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и Регламентом СФ обязательному рассмотрению в СФ. Если комитет считает, что Ф. з. не подлежит обязательному рассмотрению СФ, он дает оценку закона и формулирует одно из следующих решений: а) одобрить Ф. з. и не вносить его на рассмотрение палаты, б) рекомендовать СФ рассмотреть Ф. з. на своем заседании. Причем первая рекомендация возможна лишь в случае, когда комитет считает возможным одобрить Ф. з. в целом, без внесения в него изменений и дополнений. Вторая рекомендация появляется тогда, когда комитет считает необходимым отклонить Ф. з. в целом либо внести в него изменения и дополнения. Такое решение должно быть мотивировано. По Ф. з., которые подлежат обязательному рассмотрению СФ, комитет вправе принять одно из следующих решений: а) рекомендовать СФ одобрить Ф. з.; б) рекомендовать СФ отклонить Ф. з., предложив в заключении мотивировку. В каждом случае, когда комитет считает необходимым внести в Ф. з. изменения и дополнения, он должен представить их проект. Заключения комитетов рассматриваются Председателем СФ. В отношении законов, не подлежащих обязательному рассмотрению СФ, по которым комитет предлагает одобрить Ф. з. и не вносить его на рассмотрение палаты, Председатель СФ принимает одно из следующих решений: а) согласиться с мнением комитета и не вносить закон на рассмотрение СФ; б) отклонить заключение комитета и включить закон в повестку дня заседания СФ. Председатель СФ не вправе принимать решение о невключении в повестку дня заседания СФ рассмотрения Ф. к. з. Кроме того, Председатель СФ не вправе принимать такое решение в следующих случаях: а) если данный Ф. з. в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению СФ; б) если Президент РФ, Правительство РФ или не менее двух членов СФ от одного субъекта РФ настаивают на рассмотрении Ф. з. палатой и не истек 14-дневный срок рассмотрения Ф. з.; в) если в заключении комитета (комитетов) рекомендовано рассмотреть Ф. з. и не истек указанный 14-дневный срок. По результатам обсуждения Ф. з. СФ принимает одно из следующих решений: а) одобрить принятый Государственной Думой Ф. з.; б) отклонить принятый закон. Ф. з. считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов СФ (более половины от 178). Отклонение закона должно быть оформлено одним из следующих решений: отклонить закон в целом; отклонить закон ввиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов закона. Последние должны быть конкретно указаны в решении палаты. В постановлении об отклонении Ф. з. могут содержаться обоснование решения СФ, а также предложение о создании согласительной комиссии. Текст постановления СФ об отклонении или одобрении Ф. з. по результатам его рассмотрения в срок не более 5 дней направляется в ГД. Если Ф. з. одобрен СФ, его текст и постановление СФ в 5-дневный срок со дня принятия направляются Председателем СФ Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Ф. з. не подлежит обязательному рассмотрению в СФ и не рассмотрен палатой в 14-дневный срок, он направляется на 15-й день со дня поступления Председателем СФ Президенту РФ для подписания и обнародования. 4) При отклонении Ф. з. Советом Федерации у Думы есть несколько возможностей: - принять закон в прежней редакции без каких-либо изменений; для этого требуется не менее 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ); - принять закон в редакции, отличающейся от ранее рассматривавшейся СФ и не согласованной с ним; в этом случае Ф. з. будет рассматриваться СФ как вновь принятый, т. е. тогда этот закон и ГД принимает простым большинством голосов от общего числа депутатов, и СФ заново обсуждает его по описанной выше процедуре; - принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает СФ; если они все (вплоть до запятых) учтены Думой, достаточно ее голосования простым большинством, затем голосования СФ об одобрении закона и последующего направления его Председателем СФ Президенту РФ. В случае если Ф. з. отклонен СФ, он передается Советом ГД в ответственный комитет, который рассматривает возражения СФ, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты. Для преодоления разногласий по инициативе каждой из палат может быть создана согласительная комиссия (С. к.). Каждая палата принимает решение о необходимости создания С. к., об избрании в ее состав депутатов, а также сопредседателя комиссии. С. к. рассматривает каждое возражение СФ в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего Ф. з. Решение С. к. принимается раздельным голосованием членов комиссии от каждой палаты. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов С. к. от каждой из палат. ГД принимает решение по каждому предложению С. к. отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Ф. з. в редакции, учитывающей предложения С. к., одобренные ГД, направляется вСФ. Если при повторном рассмотрении Ф. з., отклоненного СФ, ГД не приняла предложений С. к. и выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае требуется не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД. 5) Подписание и обнародование Ф. з. Президентом РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) принятый Ф. з. направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает Ф. з. и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления Ф. з. отклонит его, то ГД и СФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Ф. з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит в течение семи дней подписанию Президентом и обнародованию. С учетом этой нормы возможны такие варианты: - каждая палата настаивает на ранее принятом тексте без всяких изменений. Тогда им необходимо 2/3 голосов, но если хотя бы в одной из палат требуемый результат не достигнут, закон считается не принятым; - палаты приемлют предложения Президента РФ по изменению текста закона. Тогда достаточно простого большинства голосов в каждой; - если ГД преодолевает вето Президента двумя третями голосов, а СФ приемлет предложения Президента РФ по изменению текста закона и принимает их простым большинством голосов, закон считается не принятым; то же имеет место, если ГД приемлет предложения Президента, а СФ преодолевает вето двумя третями голосов; - если Президент считает нецелесообразным принятие закона и с ним согласилась только одна из палат, закон считается не принятым; - одна из палат пришла к решению разработать и принять закон в новой редакции - законодательный процесс начинается заново с Государственной Думы. После подписания Ф. з. Президентом РФ следует его опубликование. В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Помимо этого, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. (С. А.)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - правовое понятие, используемое как в узком, так и широком смысле слова. В узком смысле слова 3. - совокупность только законов государства. В более употребительном, широком смысле слова 3. - совокупность не только законов, но и иных нормативных правовых актов, принимаемых парламентом, главой государства и правительством, министерствами и ведомствами, уполномоченными на их принятие; в федеративном государстве - также договоры федерации и ее субъектов по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий их органов государственной власти. При самом широком подходе в 3. РФ включается вся федеральная нормативная правовая база государства, в том числе постановления Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. (С. А.)
ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ - следование граждан и юридических лиц в своей жизни и деятельности требованиям нормативных правовых актов. (С. А.)
ЗАКОНОПРОЕКТ - письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)
ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ - деятельность по подготовке проектов законов, которые надлежит принять парламенту государства. Ведется комитетами и комиссиями парламента, аппаратом (администраций) главы государства, правительством, министерствами и ведомствами. Координатором 3. р. обычно является парламент. Понятие "законопроектные работы" может использоваться и в более широком плане - как процесс подготовки не только законов, но и всего комплекса актов по соответствующим сферам, включая акты главы государства, правительства, министерств и ведомств. В этом случае координационные функции обычно находятся в руках главы государства. (С. А.)
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к рассмотрению и рассмотрения в парламенте государства. 3. п. охватывает, следовательно, усилия различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем - на различных стадиях законодательного процесса. Основные правила 3. п. как процесса подготовки, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов должны найти отражение в федеральном законе РФ о нормативных правовых актах РФ. Отдельные правила могут быть включены в нормативные акты соответствующих органов. Например, Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. утверждено "Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе". Документ предусматривает порядок подготовки и окончательной доводки текста законопроекта, который предполагается внести в ГД от имени Президента РФ, подготовки заключений на законопроект, определения полномочных представителей Президента, которые будут участвовать в рассмотрении законопроекта в палатах, порядка выполнения ими своих задач и др. (С. А.)
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В Российской Федерации принят Закон о 3. а.-т. о. (принят 14 июля 1992 г., действует с изменениями и дополнениями от 16 октября 1996 г., 17 июля 1998 г., 17 марта 1999 г.). Решение о создании 3. а.-т. о. принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. 3. а.-т. о. находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Для 3. а.-т. о. существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью и др. Для граждан, проживающих и работающих в 3. а.-т. о., предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств. (С. А.)
ЗАМБИЯ (Республика Замбия, до 1964 г. - Северная Родезия) - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 24 октября 1964 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Лусака. Административное деление - 9 провинций. Действующая Конституция принята 28 мая 1996 г. По Конституции 1996 г. 3. - республика. Глава государства - президент - избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет, с правом переизбрания еще на один срок. Введен также институт вице-президента. Законодательная власть осуществляется президентом и однопалатным парламентом - Национальной ассамблеей, избираемой на 5 лет и состоящей из 156 депутатов: из них 150 избираются путем прямых всеобщих выборов, еще 5 и спикер назначаются президентом. Конституцией предусмотрена также Палата представителей (вождей провинций) - консультативный орган при президенте. Исполнительная власть принадлежит президенту, являющемуся председателем Кабинета министров и назначающему министров. (А. К.)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДЕПУТАТА - избираемое вместе с депутатом лицо, оказывающее ему содействие в выполнении депутатского долга. Однако, как правило, 3. д. не выполняет функций депутата на заседаниях парламента и его органов. В случае выбытия депутата 3. д. замещает его мандат, т. е. становится депутатом. Практика 3. д. используется в некоторых странах. Например, в Бразилии вместе с сенатором (членом верхней палаты - федерального сената) избираются два его заместителя. Член Федерального совета - верхней палаты Федерального собрания Австрии - имеет одного заместителя. В Российской Федерации институт 3. д. не существует, хотя вносятся предложения по территориальным избирательным округам избирать вместе с депутатом его заместителя, чтобы при выбытии депутата не проводить новых дорогостоящих выборов. (С. А.)
ЗАПАДНАЯ САХАРА (Сахарская Арабская Демократическая Республика, бывшая Испанская Сахара) - государственное образование в западной части пустыни Сахара, на побережье Атлантического океана. Принадлежность 3. С. к своей территории оспаривали Марокко и Мавритания. В 1967 г. испанские власти создали местный орган самоуправления - Генеральную ассамблею Западной Сахары (Джамаа). Право народа 3. С. на самоопределение подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и Международным Судом в Гааге (1975 г.). Административный центр - г. Эль-Аюн. Вооруженную борьбу за освобождение 3. С. ведет с мая 1973 г. Фронт Полисарио. 5 августа 1979 г. Мавритания подписала с ним соглашение об отказе от территориальных притязаний к 3. С. Часть территории 3. С. оккупировало Марокко. На состоявшемся в Алжире в ноябре 1975 г. съезде Временного сахарского национального совета, состоявшего из депутатов Джамаа, шейхов и старейшин племен, единственной законной властью сахарского народа признан Фронт Полисарио. 27 февраля 1976 г. провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). Законодательным органом стал Временный сахарский национальный совет. Конституция САДР принята 26- 30 августа 1976 г. съездом Фронта Полисарио. Согласно этому акту, Высшим политическим органом САДР является Исполком Фронта Полисарио (7 членов), Высшим государственным органом - Совет революционного командования. Законодательной властью наделен Сахарский национальный совет. В октябре 1982 г. к Конституции САДР принята поправка, учреждающая пост Президента САДР (им стал Генеральный секретарь Фронта Полисарио М. Абдельазиз). Сформировано правительство САДР, возглавляемое премьер-министром. (А. К.)
ЗАПАДНОЕ САМОА - островное государство в юго-западной части Тихого океана в Полинезии. Бывшая подопечная территория, управлявшаяся по мандату ООН Новой Зеландией. Независимость провозглашена 1 января 1962 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Апиа. Административное деление: 11 округов. Действует Конституция от 1 января 1962 г. Глава государства - пожизненный вождь Малиетоа Танумафи-ли II, правит с 1963 г. После его смерти глава государства будет избираться парламентом сроком на 5 лет. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом - Законодательным собранием (Фоно), состоящим из 47 депутатов, 45 из которых - самоанцы, избираемые главами семейных общин, два - европейцы, избираемые всеобщим голосованием. Срок полномочий - 3 года. Исполнительную власть осуществляет правительство, состоящее из нескольких министров. Премьер-министр занимает несколько ключевых постов. (А. К.)
ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ - обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в компетенцию представительного органа, в который входит депутат. 3. д. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору 3. д., а представительному органу. 3. д. - средство, с помощью которого депутат привлекает внимание представительного органа, как правило, к злободневной, но не решаемой проблеме. 3. д. отличается от депутатского обращения, ответ на которое дается органом, должностным лицом самому депутату. В отличие от вопросов, которые депутаты задают по обсуждаемому на заседании представительного органа пункту повестки дня и на которые тут же получают ответы, 3. д., как правило, не связаны с повесткой дня данного заседания. Единственное условие - они должны быть в рамках компетенции представительного органа. Депутат вносит 3. д. как в письменной, так и в устной форме. Для оглашения 3. д. в устной форме депутат получает слово на заседании представительного органа. Письменный 3. д. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим на заседании, которому депутат передает 3. д. Ответ на 3. д. представляется в срок, указанный в законе, регламенте представительного органа либо установленный представительным органом для данного 3. д. Ответ на 3. д. дается в устной или письменной форме. В палатах Федерального Собрания РФ наряду с запросом соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможен и так называемый Парламентский запрос (П. з.). Он направляется не от имени отдельных парламентариев, а от всей палаты. Адресуется Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, другим высшим должностным лицам. Ответ на П. з. дается палате. (С. А.)
ЗАСЕДАНИЕ - распространенная форма работы многих государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, представительные органы собираются на сессии, состоящие из заседаний всего представительного органа, заседаний его комитетов и комиссий, а также иных мероприятий (парламентские слушания, заседания фракций и др.). 3. представительного органа правомочно при наличии определенного числа депутатов (кворум). Решения принимаются путем проведения голосования присутствующих депутатов. В форме заседаний работают такие коллегиальные органы исполнительной власти,как правительства. 3. - форма разрешения дел судебными органами. На 3. могут присутствовать приглашенные или допущенные представители общественности, специалисты, журналисты. 3. бывают, как правило, открытыми. По решению соответствующих органов проводятся закрытые 3., если это обусловлено государственными интересами, необходимостью сохранения конфиденциальности, соблюдения интересов конкретных лиц. (С. А.)
ЗАСЕДАТЕЛЬ АРБИТРАЖНЫЙ - лицо, привлекаемое к разбирательству дел в арбитражных судах первой инстанции. Им может быть тот, кто обладает специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кандидатуры 3. а. включаются в списки, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Из этих списков и отбираются те заседатели, которые принимают участие в разбирательстве конкретных дел. При принятии решений 3. а. пользуются равными правами с профессиональными судьями. (К. Г.)
ЗАСЕДАТЕЛЬ НАРОДНЫЙ - представитель народа, призванный участвовать в разбирательстве по первой инстанции гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции. 3. н. может быть гражданин Российской Федерации, достигший, как правило, двадцатипятилетнего возраста (3. н. в военных судах могут быть лица достигшие восемнадцатилетнего возраста) и отвечающий достаточно высоким нравственным требованиям. Полномочия 3. н. граждане приобретают в результате их избрания на собраниях по месту работы или жительства, а также на собраниях военнослужащих (3. н. военных судов). По результатам выборов составляются сводные списки 3. н. и передаются в соответствующие суды. 3. н. судов среднего уровня и Верховного Суда РФ должны избираться (назначаться) законодательными (представительными) органами субъектов РФ или Советом Федерации. К исполнению своих обязанностей 3. н. привлекаются в порядке очередности, как правило, - не более чем на две недели в течение года. Они участвуют в рассмотрении всех вопросов, возникающих в ходе разбирательства дел, и полностью равноправны с профессиональными судьями при принятии решений. За время участия в осуществлении правосудия 3. н., как и заседателям арбитражным и присяжным, выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (К. Г.)
ЗАСЕДАТЕЛЬ ПРИСЯЖНЫЙ - представитель народа, призванный участвовать в разбирательстве уголовных дел в тех судах, где допускается такое разбирательство с привлечением 3. п. (см.: Суд присяжных). 3. п. наделяется полномочиями не путем избрания (назначения), а путем отбора из списков избирателей, создаваемых в районах и городах комиссиями с использованием методов случайной выборки. Подобные методы отбора продиктовали необходимость тщательной регламентации требований, которым должны отвечать кандидаты в 3. п. Закон предусматривает немало таких требований. Присяжными, в частности, не могут быть граждане Российской Федерации, фамилии которых не значатся в списках избирателей, составляемых при подготовке к выборам в представительные органы, высших должностных лиц (и к проведению референдумов). Из числа присяжных исключается также тот, кто имеет не снятую или не погашенную судимость, не достиг возраста 25 лет, является недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Нельзя обязывать выполнять функции присяжных лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности, достигших возраста 70 лет, неспособных в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинским документом, успешно выполнять обязанности присяжного, занимающих перечисленные в законе должности (например, судьи, прокурора, следователя, руководящего или оперативного работника органов внутренних дел или службы безопасности, нотариуса). являющихся военнослужащими, священнослужителями, а также Других лиц, о которых сказано в ст. 80 Закона о судоустройстве РСФСР. Составленные в городах и районах списки передаются главе администрации субъекта РФ. Там они сводятся воедино и направляются в соответствующий суд. Одновременно таким же образом составляется запасный список 3. п. из числа избирателей, проживающих в административном центре субъекта РФ. Из этих списков берутся фамилии примерно 30-40 кандидатов в 3. п., которые вызываются в суд для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела. Из них и отбираются с учетом результатов рассмотрения отводов и самоотводов, а также проведения жеребьевки те двенадцать комплектных (и два запасных) 3. п., которым доверяется вынесение вердикта. В отличие от заседателей арбитражных и народных, 3. п. при разбирательстве уголовных дел наделены полномочием принимать решение лишь по двум вопросам - о виновности или невиновности подсудимого и о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания, если будет признан виновным. От решения вопросов о конкретной мере наказания и других юридических последствиях признания подсудимого виновным 3. п. отстранены. Решение таких вопросов отдано полностью судье, председательствующему при рассмотрении дела. (К. Г.)
ЗАХВАТ ВЛАСТИ - приход к власти неконституционным путем, т. е. организация переворота, роспуск (и тем более - свержение) конституционно образованных органов и назначенных лиц при отсутствии на то полномочий, с применением или угрозой применения силы вместо избрания или назначения в порядке, определенном конституцией или законом. Согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Уголовный кодекс РФ содержит статью 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", предусматривающую наказание за эти деяния в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет. (С. А.)
ЗАЩИТА И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО - усилия государства и его органов по обеспечению интересов своих граждан, находящихся за границей. Часть 2 ст. 61 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация "гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами". Из такого же рода задач государства исходит и российский Закон о гражданстве 1991 г. Покровительство - это своего рода патронаж Российского государства по отношению к своим гражданам, находящимся за рубежом, т. е. предоставление каждому возможности жить там и действовать с учетом местных законов, осознавая в то же время свою принадлежность к российскому гражданству. Защита - более конкретные шаги органов государственной власти страны, дипломатических и консульских представительств в соответствующих странах в целях обеспечения прав граждан РФ, в том числе в отношении детей, личной неприкосновенности, должного обращения при задержании, подозрении в совершении правонарушения, при проведении судебного разбирательства, отбытии наказания и т. д. (С. А.)
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА - согласно ст. 59 Конституции РФ, долг и обязанность гражданина РФ. Конституционное положение о 3. О. - многопланово, распространяется на любого гражданина РФ независимо от его физического состояния, годности к несению военной службы и т. д. Ведь участвовать в 3. О. можно, с учетом обстоятельств соответствующего времени, работая на оборонном предприятии, в госпитале, изобретая образцы военной техники, оказывая сопротивление врагу на захваченной им территории и т. д. Особой формой 3. О. является несение военной службы. Согласно ст. 59 Конституции РФ, гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. (С. А.)
ЗАЩИТА ОТ ОБВИНЕНИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ - Конституция РФ (ст. 45, 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированность этого права. Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает: "1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения". Столь широкое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений. Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение и т. д. Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить защитника сам (а в некоторых случаях иметь назначенного). Пригласить защитника вправе также его родственники или иные лица. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступает адвокат, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного. В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав. Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности призваны обеспечить право на защиту от обвинения в преступлении. (К. Г.)
ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - один из видов ненормативных правовых актов, принимаемых рядом государственных органов с целью изложить (объявить) свою позицию по важному вопросу внешней политики и внутренней жизни страны, в связи с действиями и актами других органов. В Российской Федерации на федеральном уровне наиболее часто 3. г. о. принимаются Государственной Думой, Советом Федерации. (С. А.)
ЗАЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА - один из видов обращения (именуемый также жалобой, ходатайством, предложением) в государственный орган или орган местного самоуправления. Подача жалобы является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. Как правило, 3. г. называется обращение: с просьбой о предоставлении ему какого-то блага или о решении в его пользу какого-то вопроса (назначение пенсии, выделение жилой площади, предоставление земельного участка, выдача документа и т. д.); обращение с выражением мнения (в том числе и несогласия) по принятому решению, касающемуся других лиц, общественно значимых вопросов, в опосредованной форме - также и лично гражданина (например, изменение расписания транспорта, пере-.. именование улицы и др.); обращение с сообщением о фактах, требующих реакции соответствующих органов и должностных лиц (например, о совершении правонарушения, о непорядках в каком-либо учреждении и т. п.). В гражданском процессуальном праве используется понятие "исковое заявление" (см.: Иск). (С. А.)
ЗВАНИЯ ПОЧЕТНЫЕ - см.: Почетные звания. ЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - одна из разновидностей званий, присваиваемых в установленном порядке конкретным лицам с учетом их заслуг, занимаемой должности, уровня профессиональной подготовленности, отношения к порученным служебным и иным обязанностям, выслуги лет и т. д. 3. с. присваивают служащим ряда государственных органов, наделенных властно-распорядительными полномочиями. К ним относятся органы внутренних дел, федеральной налоговой полиции и таможенные органы. Виды 3. с., условия и правила их присвоения определяются нормативными актами (законами, положениями) о порядке прохождения службы в соответствующих органах либо о порядке присвоения таких званий. 3. с. служащих органов внутренних дел весьма похожи на воинские звания: для лиц начальствующего состава предусматриваются звания от младшего лейтенанта до генерал-полковника. Но к их наименованию добавляются слова, свидетельствующие о принадлежности носителя звания к конкретному органу или службе: милиции, следственному аппарату либо другим службам системы органов МВД. К званию первых из них добавляется слово "милиции", вторых - "юстиции", а третьих - слова "внутренней службы". В налоговой полиции такой дифференциации 3. с. нет: к званию всех ее служащих добавляются два слова - "налоговой полиции". К примеру, служащий какого-то из учреждений федеральной службы налоговой полиции может иметь, скажем, звание "капитан налоговой полиции", независимо от того, кем он является - оперативным работником, дознавателем или следователем. Подобным же образом решен вопрос в отношении работников таможенных органов: лицам младшего состава присваиваются звания прапорщиков и старших прапорщиков; среднего начальствующего состава - от младшего лейтенанта до капитана; старшего начальствующего состава - от майора до полковника, а высшего начальствующего состава - от генерал-майора до генерал-полковника. Ко всем званиям добавляются слова - "таможенной службы". Самым высоким 3. с. является звание действительного государственного советника таможенной службы РФ. Законодательство и ведомственные акты предусматривают и порядок присвоения 3. с. Например, в органах внутренних дел 3. с. рядового состава присваиваются начальниками, принимающими решение о зачислении конкретного лица в штат соответствующего учреждения; младшего начальствующего состава - начальниками органов внутренних дел среднего уровня (республика, край, область и т. д.); среднего и старшего начальствующего состава (от младшего лейтенанта до подполковника включительно) - министром внутренних дел РФ либо по его поручению другими руководящими работниками системы этих органов (заместители министра, начальники подразделений центрального аппарата, начальники органов внутренних дел субъектов РФ). 3. с. полковника присваивается министром, а высшего начальствующего состава (генералы) - Президентом РФ. Примерно такие же правила присвоения 3. с. установлены в налоговой полиции и органах таможенной службы. 3. с. присваиваются пожизненно. Лишение 3. с. происходит, как правило, в случае утраты гражданства Российской Федерации или по приговору суда при осуждении за совершенное преступление. Некоторые виды 3. с. называются классными чинами (см.: Классные чины). (К. Г.)
ЗИМБАБВЕ (Республика Зимбабве, до 1980 г. - Южная Родезия) - государство на юге Африки. Независимость провозглашена 18 апреля 1980 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Хараре (до 1982 г. назывался Солсбери). Административное деление - 8 провинций. Действующая Конституция принята 18 апреля 1980 г. (поправки - в 1987 и 1989 гг.). Президент как глава государства избирается путем прямого всеобщего голосования сроком на 6 лет с правом неограниченного переизбрания. Законодательная власть - однопалатный Парламент - состоит из 150 депутатов: 120 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием, 8 губернаторов провинций, 10 племенных вождей и 12 депутатов, назначаемых президентом. Срок полномочий - 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. Президент возглавляет правительство, назначает двух вице-президентов, а также министров. (А. К.)
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ (служебными полномочиями) - в широком смысле слова является проступком, проявляющимся в неправомерном использовании должностным лицом своих прав. При определенных обстоятельствах 3. в. может быть квалифицировано как преступление. Таковым оно признается, когда должностное лицо умышленно использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстных побуждений или личной заинтересованности, и это влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Отягчающим вину обстоятельством считается совершение такого рода действий лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации или ее субъекте, а равно являющимся главой органа местного самоуправления. Усугубляющим вину обстоятельством могут стать и тяжкие последствия содеянного. Диапазон мер наказания, которые могут быть применены к лицам, допустившим преступное 3. в., - широк: от штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Ненадлежащее использование должностными лицами своих прав, которое не может быть расценено как преступление, а равно и такое использование своих прав иными лицами может повлечь административную и имущественную ответственность. (К. Г.)
ЗНАЧЕНИЕ - слово, весьма распространенное в конституционном праве в некоторых сочетаниях: вопросы государственного 3. - касаются Федерации в целом и подлежат разрешению органами государственной власти РФ; вопросы регионального 3. - касаются интересов субъекта РФ и подлежат разрешению его органами; вопросы межрегионального 3. - касаются нескольких субъектов РФ и подлежат разрешению или ими сообща, или федеральными органами; вопросы местного 3. - касаются территорий муниципальных образований и подлежат разрешению населением непосредственно или органами местного самоуправления. Слово используется также в характеристике двух субъектов РФ - городов федерального 3. - Москвы и Санкт-Петербурга. (С. А.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |