СЛОВАРИ

Краткий словарь

  


    Словарики:

Англо - русский словарь

Античный военный словарь

Архитектурно-строительный словарь

Афганский лексикон

Библейский словарь Геллея

Библейский словарь Нюстрема

Большая энциклопедия массажа

Большой астрономический словарь

Большой бухгалтерский словарь

Большой компьютерный словарь

Большой кулинарный словарь

Большой толковый словарь

Географический словарь

Компьютерный словарь

Краткие исторические термины

Краткий словарь по НЛП

Краткий словарь политолога

Краткий словарь символов

Критический словарь психоанализа

Латинский словарь

Латинско-Русский мед. словарь

Малый словарь по психиатрии

Музыкальный словарь

Немецкий словарь

Новые слова и выражения

Орфографический словарь

Орфоэпический словарь

Основные понятия соционики

Педагогический словарь

Психоаналитические термины

Психологический словарь

Русские фразеологизмы

Русско-английский разговорник

Русско-латинский мед. словарь

Словарь RTFM

Словарь авиасленга

Словарь автолюбителя

Словарь американского сленга

Словарь антонимов

Словарь астрологических терминов

Словарь библиотечных терминов

Словарь Брокгауза и Ефрона

Словарь брокера

Словарь геодезиста

Словарь грицаизмов

Словарь древнерусских слов

Словарь значений символов

Слова в иностранной литературе

Словарь игрового сленга

Словарь имен

Словарь иностранных слов

Словарь компьютерных терминов

Словарь копирайтера

Словарь ламера

Словарь литературоведа

Словарь металлургических терминов

Словарь мифических змеев

Словарь морских терминов

Словарь омонимов

Словарь отделочных материалов

Словарь паронимов

Словарь пейнтбольных терминов

Словарь по генетике

Словарь по компьютерному железу

Словарь по магии

Словарь по хостингу

Словарь по экономической теории

Словарь политолога

Словарь радиолюбителя

Словарь рифм

Словарь русского биржевого жаргона

Словарь садовода

Словарь синонимов

Словарь славянских духов и нежити

Словарь славянской мифологии

Словарь смайлов

Словарь сокращений

Словарь сокращений IT

Словарь по обществознанию

Словарь по самоуправлению

Словарь теософских понятий

Словарь терминов боевых искусств

Словарь венчурного инвестора

Словарь по рекламе, маркетингу и PR

Словарь по коммуникациям

Словарь терминов по соционике

Словарь терминов телевидения

Словарь терминов Photoshop

Словарь толерантности

Словарь трансформеров

Словарь трейдера

Словарь туриста

Словарь ударений русского языка

Словарь фантастики

Словарь фразеолог. расширения

Словарь франчайзинга

Словарь церковных терминов

Словарь экспериментатора

Словарь энергетика

Словарь юного хакера

Словарь рукопашных терминов

Словарь html - терминов

Словарь java - терминов

Словарь CSS - терминов

Социокультурный словарь

Справочник педиатра

Справочник по фразеологии

Толковый биржевой словарь

Толковый словарь Даля

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь психиатра

Украинский словарь

Философский словарь

Финансово-экономический словарь

Фразеологический словарь

Хакерский сленг

Экологический словарь

Экономический словарь

Энциклопедический словарь

Энц. словарь медицинских терминов

Энц. словарь PR и рекламы

Энц. словарь экономики и права

Энциклопедия афоризмов

Энциклопедия мировых сражений

Энциклопедия НЛП

Этимологический словарь

Юридический словарь

Другие словари

Новые словари

Скачать словари

    Счеты:

Rambler's Top100


Юридический словарь


Скачать юридические словари:

 

Энциклопедический словарь конституционного права

А  Б  В  Г  Д   Е   Ж   З  И  К  Л   М   Н  О  П   Р   С   Т  У  Ф  Х   Ц   Ч  Ш   Э  Ю  Я

ТАДЖИКИСТАН (Республика Таджикистан) - суверенное демократическое, правовое, светское и унитарное государство в соответствии с его Конституцией, принятой на референдуме 7 ноября 1994 г. Т. - социальное государство: его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственным языком Т. является таджикский язык. Русский язык является языком межнационального общения. Все нации и народности, проживающие на территории Т., вправе пользоваться своим родным языком. Столица - г. Душанбе.

Согласно Конституции, общественная жизнь в Т. развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Конституция закрепляет широкий круг прав, свобод, основных обязанностей человека и гражданина.

Основу экономики Т. составляют различные формы собственности (ст. 12 Конституции). Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе - частной. Земля, ее недра, воды, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства.

Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 9 Конституции). Высшим представительным и законодательным органом Т. является Мадж-лиси Оли (МО). МО избирается сроком на 5 лет. В МО могут быть избраны граждане не моложе 25 лет.

Полномочия МО: принятие, изменение законов и постановлений и их отмена; избирательное толкование Конституции; определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; образование Центральной избирательной комиссии; назначение референдумов; вынесение на всенародное обсуждение проектов законов и других важных государственных и общественных вопросов; назначение выборов президента республики, в высший и местные представительные органы;

дача согласия на образование и упразднение министерств и государственных комитетов; утверждение указов президента о назначении и освобождении премьер-министра и других членов правительства, председателя Национального банка и его заместителей; по представлению президента республики избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда; дача согласия на назначение и освобождение. Генерального прокурора и его заместителей; утверждение социально-экономических программ, дача согласия на оказание экономической помощи другим государствам; утверждение государственного бюджета, определение налоговой политики, денежной системы; вопросы административно-территориального устройства; ратификация и денонсация международных договоров; образование судов; утверждение указов президента о военном и чрезвычайном положениях и др.

Организация и деятельность МО определяются конституционным законом. Депутаты могут работать в МО на постоянной основе. Правовой статус депутата определяется конституционным законом.

Президент Т. является главой государства и исполнительной власти (правительства). Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Т.

Избирается Президент путем всеобщих выборов сроком на 5 лет из числа граждан Т. в возрасте от 35 до 65 лет, владеющих государственным языком, проживающих на территории Т. не менее 10 последних лет, при условии сбора не менее 5% подписей избирателей. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более чем на два срока подряд.

Президент: представляет Т. внутри страны и в международных отношениях; с согласия МО образует и упраздняет министерства и государственные комитеты; назначает и освобождает премьер-министра, других членов правительства, председателя Национального банка и его заместителей и представляет указы об этом на утверждение МО; создает исполнительный аппарат президента; назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, г. Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Меджлисов народных депутатов;

представляет МО кандидатуры для избрания и отзыва председателей, заместителей председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда; с согласия МО назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей; по представлению министра юстиции назначает и освобождает судей остальных судов;

распоряжается резервным фондом и информирует МО о его расходовании; вносит в МО предложения по определению денежной системы; подписывает законы, обладает правом отлагательного вето; отменяет или приостанавливает действие актов органов государственного управления в случае их противоречия Конституции и законам; руководит проведением внешней политики, подписывает международные договоры и представляет их на утверждение МО;

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Т.; при реальной угрозе безопасности государства объявляет военное положение с внесением указа на утверждение МО; объявляет чрезвычайное положение на всей территории республики или в отдельных ее местностях с незамедлительным внесением указа на утверждение МО и сообщением в ООН; создает Совет безопасности и руководит им и т. д.

В случае нарушения присяги или совершения преступления МО, с учетом заключения Конституционного Суда и специальной комиссии, принятого не менее чем двумя третями голосов народных депутатов, освобождает президента от занимаемой должности. Председательствует на этой сессии МО председатель Верховного Суда, а депутаты дают присягу в том, что при рассмотрении вопроса они будут действовать по совести, закону и справедливости.

Правительство Т. состоит из премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Правительство обеспечивает эффективное руководство экономикой, социальной и духовной сферами, исполнением законов, решений МО, указов и распоряжений президента (ст. 73 Конституции Т.).

Т. состоит из Горно-Бадахшанской автономной области (Г.-Б. а. о.), областей, городов, районов, поселков и сел. Согласно Конституции Т., местная власть состоит из представительного и исполнительного органов. Органом местной представительной власти в областях, городах и районах является Меджлис народных депутатов, которым руководит Председатель. Депутаты избираются сроком на 5 лет. Исполнительную власть на местах осуществляет представитель президента - председатель области, города, района. Он назначается президентом, который представляет кандидатуру на утверждение соответствующего Меджлиса народных депутатов. Органом самоуправления в поселке, селе является джамоат.

Горно-Бадахшанская автономная область является, согласно Конституции Т., единой и неделимой частью Т. Полномочия Г.-Б. а. о. определяются конституционным законом.

Судебную власть в Т. осуществляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Экономический Суд, Военный Суд, Суд Г.-Б. а. о., областные, суд г. Душанбе, городские и районные суды. Срок полномочий судей - 5 лет. На должность судьи городских и районных судов назначаются лица не моложе 25 и не старше 60 лет, имеющие профессиональный стаж работы не менее трех лет. На должность судьи других судов избираются и назначаются юристы (по Конституции. - С. А.} в возрасте не моложе 30 и не старше 60 лет, имеющие стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет (в КС - не менее десяти лет).

Полномочия КС:определение соответствия Конституции Т. законов, правовых актов МО, президента, правительства, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда и других государственных и общественных органов, а также не вступивших в законную силу договоров Т.;

разрешение споров между государственными органами об их компетенции; исполнение других полномочий, определяемых Конституцией и законами Т. Состав КС - 7 судей, один из которых является представителем Г.-Б. а. о.

Надзор за точным исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор Т. и подчиненные ему прокуроры.

Изменение Конституции Т. осуществляется путем референдума, если за его проведение проголосовали две трети депутатов МО. Республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства - неизменны. (С. А.)

 

ТАИЛАНД (Королевство Таиланд) - государство в Юго-Восточной Азии. Существует с XIII в. Столица - г. Бангкок.

Административное деление: 73 провинции.

Действует Конституция с последующими поправками от 9 декабря 1991 г.

Форма правления - конституционная монархия. Глава государства - король. При короле действует консультативный орган - Тайный совет (14 членов).

Двухпалатный парламент - Национальная ассамблея - состоит из Сената и Палаты представителей. Все 270 сенаторов назначаются королем сроком на 6 лет. 393 депутата Палаты представителей избираются всеобщим голосованием сроком на 4 года.

Правительство формируется на коалиционной основе премьер-министром, который избирается депутатами Палаты представителей. (А. К.)

 

ТАЙВАНЬ (Китайская Республика) - провинция Китая с XIII в., выделившаяся в 1949 г. в "самостоятельное государство". КНР по-прежнему считает это государственное образование своей провинцией, провозгласив курс на мирное объединение по принципу "одно государство - два строя". Административный центр - г.Тайбей.

Административное деление: 2 города центрального подчинения, 5 городов провинциального подчинения и 16 уездов.

Действует Конституция, принятая еще при гоминьдановском режиме 25 декабря 1946 г. Глава Т. - Президент Китайской Республики - избирается с 1996 г. всеобщим голосованием сроком на 6 лет. Одним из анахронизмов эпохи Гоминьдана является сохранение Национального собрания, избранного в 1947 г. в континентальной части, члены которого бежали на остров в 1949 г. В декабре 1991 г. были проведены выборы в новый (точнее - обновленный) состав Национального собрания, в результате которых 254 места из 326 получили кандидаты Гоминьдана. В функции Национального собрания входят выборы и отзыв президента (до 1994 г.), внесение поправок к Конституции, проведение референдумов по поправкам к Конституции.

Функции законодательного органа (с усеченными полномочиями) выполняет Законодательный юань, состоящий из 164 депутатов, из которых 128 избираются прямым голосованием, 36 назначаются по пропорциональной системе из кандидатов партий, получивших более й% голосов избирателей.

Исполнительную власть осуществляет Исполнительный юань, члены которого назначаются президентом совместно с Контрольным юанем. (А. К.)

 

ТАЙНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ - см.: Государственная тайна.

ТАЙНА ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИИ - см.: Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - способ голосования при выборах депутатов и выборных должностных лиц населением и при принятии решений коллегиальными органами, в том числе представительными органами государственной власти и местного самоуправления. В отличие от открытого голосования при Т. г. воля голосующего остается неизвестной другим лицам, что достигается в результате следующей процедуры Т. г.: проект решения или кандидатуры вносятся в бюллетень для голосования (все бюллетени для одного голосования одинаковы по размеру и цвету);

в месте голосования выделяется помещение или устанавливаются кабинеты, где голосующий заполняет бюллетень и куда никто, кроме него и приглашенного им для помощи лица, заходить не вправе; выйдя из помещения или кабины, голосующий, никому не показывая бюллетень, опускает его в ящик (урну) для голосования.

Т. г. не обеспечивается электронной системой голосования, поскольку при этом хотя и можно сохранить в тайне и не объявлять волю каждого голосовавшего, однако, во-первых, соседи видят, на какую кнопку он нажимает, во-вторых, машина фиксирует результат голосования каждого. Тайна голосования не обеспечивается также в полной мере и тогда, когда нет помещения или кабин для голосования и бюллетени заполняются на виду у других.

На выборах должностных лиц, депутатов, президентов Т. г. - одна из гарантий объективности и демократизма. (С. А.)

 

ТАНЗАНИЯ (Объединенная Республика Танзания) - государство в Восточной Африке. Образовано 26 апреля 1964 г. в результате объединения Республики Танганьика и Народной Республики Занзибар и Пемба. Член Британского Содружества. Столица - г. Дар-эс-Салам (будущая столица - г. Додома).

Административное деление: 20 областей на материковой части, 3 - на о. Занзибар, 2 - на о. Пемба.

Действует Конституция 1977 г. с изменениями 1984 г. В октябре 1979 г. утверждена Конституция островной части Т., согласно которой Занзибар и Пемба пользуются автономией в составе единого государства, например, избирают прямым голосованием президента островной части, который по должности является председателем Революционного совета Занзибара, исполняющего функции исполнительной власти. Островная часть страны имеет собственную Палату представителей Занзибара (75 депутатов).

Глава государства Т. - президент, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кандидата на пост президента выдвигает правящая Революционная партия. Президент назначает двух вице-президентов (ими становятся по должности премьер-министр страны и президент Занзибара), причем если президент Т. является выходцем с материка, то первым вице-президентом должен быть выходец с о. Занзибар.

Однопалатный парламент - Национальное собрание - состоит из 232 депутатов. Принцип формирования парламента весьма сложен и оригинален: большинство депутатов избирается всеобщим голосованием, 15 - делегируются массовыми общественными движениями, 15 - назначает глава государства, 15 депутатских мест резервируются за женщинами, 5 - за представителями парламента Занзибара, 25 - за областными комиссарами. Срок полномочий - 5 лет.

Выборы парламента и главы государства происходят одновременно.

Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с президентом. Президент назначает премьер-министра, который формирует правительство. Кандидатуры министров утверждаются президентом.

Т. - одна из немногих стран мира, в Конституции которой закреплена руководящая роль одной партии - Революционной партии. С мая 1992 г. разрешена деятельность других политических партий. (А. К.)

 

ТАТАРСТАН (Республика Татарстан) - согласно Конституции Т. от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 30 марта 1995 г.), суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики (ст. 1). Т. состоит в Российской Федерации. Правда, в Конституции Т. используются формулировки, подчеркивающие его самостоятельность: так, по стЛ, государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Т.; по ст. 61, Т. - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированный с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, а согласно ст. 59, Т. самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус (хотя в федеративном государстве статус субъекта определяется прежде всего Конституцией Федерации, а уж затем - основным законом субъекта, о чем сказано и в ст. 66 Конституции РФ). Государственные языки - татарский и русский. Столица - г. Казань.

Исходя из принципа самостоятельности, Т. в своей Конституции специфически регулирует некоторые экономические и социальные отношения. Например, в ней устанавливается, что хозяйственная деятельность в Т. осуществляется на основе частной, государственной (в том числе - республиканской и коммунальной) собственности, собственности местного самоуправления и собственности общественных объединений (ст. 11). Правовой режим имущества, являющегося собственностью других государств, юридических, физических лиц, а также международных организаций, определяется законами и международными договорами Т. (ст. 14). Надо полагать, что при такой формулировке и Российская Федерация попадает в разряд "других" государств.

Государственный Совет (ГС) Т., местные Советы народных депутатов - районные, городские (городов республиканского подчинения) и районные в городах - составляют единую систему представительных органов государственной власти Т. (ст. 64 Конституции). Срок полномочий всех Советов - о лет.

ГС - парламент Т. - является высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Т. Он состоит из 130 депутатов, избираемых по административно-территориальным и территориальным избирательным округам. Депутаты "первой группы" работают в ГС, как правило, без отрыва от производственной или служебной деятельности; депутаты "второй группы" работают в ГС, как правило, на постоянной основе.

К ведению ГС Т. относится: принятие Конституции Т. и внесение в нее изменений; принятие законов Т. и внесение в них изменений; толкование законов; определение внутренней и внешней политики Т.; установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, основ местного самоуправления, определение основ взаимоотношений государственных органов и общественных объединений;

решение вопросов административно-территориального устройства Т.; утверждение важнейших республиканских программ экономического и социального развития; утверждение государственного бюджета, государственных внебюджетных и валютных фондов; утверждение отчетов об их выполнении; установление налогов и иных доходов, поступающих в бюджет Т.; утверждение по представлению Президента Т. кандидатуры премьер-министра; согласование предложений Президента Т. о составе Кабинета Министров (КМ); образование и упразднение министерств и государственных комитетов Т.; решение вопроса о доверии КМ и его членам по предложению Президента Т., а также по собственной инициативе;

избрание председателя Национального банка Т.; избрание Конституционного Суда Т.; избрание судей всех иных судов Т.; назначение Прокурора Т., Председателя Следственного комитета Т.; принятие решений об амнистии лиц. осужденных судами общей юрисдикции Т.; руководство деятельностью местных Советов народных депутатов, отмена незаконных решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов; принятие решений о проведении республиканского референдума; назначение выборов депутатов Т. и местных Советов; утверждение введения чрезвычайного положения;

ратификация и денонсация международных договоров Т. и др.

Главой государства в Т. является Президент. Им может быть избран сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд гражданин Т. не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории Т. не менее 10 лет и владеющий государственными языками Т. Одновременно с Президентом Т. избирается и вице-президент.

Президент Т.: выступает гарантом прав и свобод личности в Т., суверенитета республики, соблюдения Конституции и законов, а также международных договоров Т., обеспечивает законность и правопорядок на территории Т.; возглавляет систему органов государственного управления Т. и обеспечивает их взаимодействие с ГС Т.; обладает правом законодательной инициативы в ГС, подписывает законы Т., обладает правом отлагательного вето; направляет деятельность местных администраций, назначает и освобождает от должности по согласованию с соответствующими Советами глав администраций районов и городов республиканского подчинения, ежегодно представляет ГС проект консолидированного бюджета Т., доклады о внутреннем и внешнем положении республики; о важных вопросах в жизни республики; вправе участвовать в работе ГС и его Президиума;

представляет на утверждение ГС кандидатуру премьер-министра Т., по согласованию с ГС формирует КМ, вносит изменения в его состав, освобождает от должности премьер-министра и членов КМ; представляет ГС предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Т.; представляет ГС кандидатуру председателя Национального банка Т.; представляет ГС половину состава Конституционного Суда Т., половину состава Центральной избирательной комиссии Т. и ее Председателя; кандидатуры Прокурора Т. и Председателя Следственного комитета Т.; представляет Т. в международных отношениях; вправе отменять незаконные акты КМ, глав администраций районов и городов республиканского подчинения; осуществляет помилование лиц, осужденных судами Т.; вводит чрезвычайное положение в Т. и в отдельных его местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение ГС; в случае непринятия ГС такого решения принимает решение о проведении республиканского референдума и др.

Кабинет Министров Т. - Правительство Т. - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Т. и подчиняется Президенту Т. (ст. 116 Конституции Т.). КМ ответствен перед Президентом и ГС Т. Вновь образованный КМ представляет на рассмотрение ГС программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Не реже одного раза в год КМ отчитывается о своей работе перед ГС. Кроме того, ГС может выразить недоверие КМ, что влечет его отставку. КМ, исходя из норм Конституции, - прежде всего орган руководства экономической и социальной жизнью республики.

Представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются соответствующие (местные) Советы народных депутатов, а функции управления на этих уровнях выполняет местная администрация. Она подотчетна соответствующему местному Совету и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Глава местной администрации района, города республиканского подчинения либо назначается Президентом Т. с согласия соответствующего Совета, либо избирается населением, а глава местной администрации района в городе - главой вышестоящей местной администрации с согласия соответствующего Совета.

Местное самоуправление осуществляется в Т. в городских и сельских поселениях, на других территориях и обеспечивает в соответствии с законом самостоятельное решение населением вопросов местного значения с учетом местных особенностей и традиций.

Судебная власть в Т. осуществляется Конституционным Судом (КС), судами общей юрисдикции (Верховный Суд, районные и городские суды) и Высшим Арбитражным Судом.

КС рассматривает дела о конституционности законов Т., нормативных постановлений ГС, нормативных актов Президента и КМ, международных договоров Т., споры о компетенции между органами государственной власти. По обращениям и по своей инициативе, КС дает заключения о соответствии Конституции Т. действий и решений Президента Т. (С. А.)

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.

Круг конкретных вопросов как предмет Т. г. и п. постоянно изменялся. Так, раньше в рамках отечественного курса Т. г. и п. особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата", "общенародному" государству и праву, "государству всеобщего благоденствия", "государству - ночному сторожу" и другим актуальным явлениям и понятиям. В настоящее время вместо этих теорий и доктрин выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др.

Не случайно в новой Конституции России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений,акцент ставится на то, что Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

При этом основы предмета Т. г. и п. - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - как ядро науки и учебной дисциплины сохраняются на протяжении всего периода ее существования.

Как и любая наука, Т. г. и п. выполняет определенные функции,указывающие на ее место и роль в жизни общества: познавательную, эвристическую и прогностическую. (М. М.)

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - см.: Административно-территориальная единица. Административно-территориальное устройство.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ - см.: Государственная целостность.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО - невозможность изменения территории государства или субъекта федерации без их согласия.

В Конституции РФ принцип Т. в. отражен в ст. 4, согласно которой суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (см. также: Верховенство). (С. А.)

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы Т. о. с., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. В соответствии с уставом муниципального образования органы Т. о. с. могут являться юридическими лицами.

Наиболее типичные органы Т. о. с. - комитеты (советы) Т. о. с. в микрорайонах городов, уличные, квартальные, домовые, а также сельские комитеты в деревнях и селах, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. (С. А.)

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.

ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ - используемая в гуманитарных науках, в том числе в конституционном праве, характеристика нации, по наименованию которой названо соответствующее государство или национально-государственное образование. (С. А.)

 

ТОГО (Тоголезская Республика) - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 27 апреля 1960 г. Столица - г. Ломе.

Административное деление: 5 областей, подразделяются на 21 префектуру.

Действующая Конституция одобрена на референдуме 27 апреля 1992 г. Глава государства - президент республики - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Парламент - Национальное собрание - состоит из 81 депутата, избираемого всеобщим голосованием. Президент обладает правом роспуска парламента.

Исполнительная власть осуществляется правительством, подотчетным Национальному собранию. Премьер-министр назначается президентом от партии парламентского большинства. (А. К.)

 

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ - особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, отдельных граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли. В процессе толкования уясняются конкретные элементы нормы и обстоятельства, необходимые для осуществления пра-воприменительной деятельности.

Т. п. н. складывается из двух составляющих, взаимосвязанных между собой: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущности и смыслового содержания.

Толкование - уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них. Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов или методов толкования-уяснения.

Грамматическое (или текстовое) толкование заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, смысловое значение общеупотребительных и технических терминов, заимствованных из различных отраслей знания, а также на специальную юридическую терминологию.

Систематическое толкование состоит в использовании системного подхода при анализе различных норм права, отдельной статьи и закона в целом. Основное внимание исследователя при этом сосредоточивается на уяснении сущности и содержания нормы права путем сопоставления ее с другими, ранее изданными нормами, установления ее места и роли в системе этих норм, определения характера ее многосторонних связей с данными нормами. Систематический метод содействует выявлению и устранению пробелов и коллизий (противоречий) в законодательстве, а также избавлению правовой системы от формально не отмененных, но фактически уже не действующих в силу исчезновения прежних общественных отношений правовых норм.

Систематическое толкование иногда рассматривается, несмотря на его важность и относительную самостоятельность, как частная форма логического толкования, применяемого для выяснения логического смысла правовых предписаний во всех тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи или целого акта невозможно определить путем систематического или грамматического (текстового), толкования.

Основной смысл и содержание историко-политического толкования сводится к определению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, установлению социально-политических мотивов и целей ее издания. Одновременно выясняется вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы и предшествующих норм.

Важное значение при этом имеет толкование по объему как логическое продолжение и завершение процесса уяснения смысла и содержания нормы права. Суть его заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.

Когда смысл и содержание нормы полностью совпадают с ее текстовым оформлением и выражением, говорят о буквальном толковании, наиболее распространенном в большинстве стран. Если текстовое выражение и оформление нормы права оказываются шире ее логического смысла и содержания, используется метод ограничительного толкования (норма права должна трактоваться ограничительно). В случае когда словесная формулировка закона уже его логического смысла, применяется метод расширительного толкования.

Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными объединениями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания отдельных норм или закона в целом и не имеющих обязательного характера.

Учитывая юридические последствия, которые наступают в результате толкования-разъяснения, их подразделяют на два вида: официальные и неофициальные.

В зависимости от субъекта толкования официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное. Аутентичное толкование осуществляется теми же. органами, которые издают данный правовой акт. Это могут быть высшие органы государственной власти, органы государственного управления и другие правотворческие органы. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке в целях разъяснения существующих норм права, а не в целях создания новых норм. Легальное толкование дается не органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий, имеющих как постоянный, так и разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется авторитетными негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций, которые не носят обязательного характера и не влекут за собой юридических последствий.

Различают также обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в их повседневной деятельности, и доктринальное (научное) толкование в виде книг, лекций, брошюр, научных статей, подготовленных учеными-юристами комментариев к действующему законодательству.

При казуальном толковании, используемом и при официальном, и при неофициальном толковании, уполномоченные государственными органами (суд, исполнительные органы и др.) и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.) толкуют нормы права лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Официальное казуальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретным случаям или делам. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает. Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. (М. М.)

 

ТОНГА (Королевство Тонга) -островное государство в юго-западной части Тихого океана. Бывший протекторат Великобритании. Централизованно государство существовало с 1845 г. Независимость обретена 4 июня 1970 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Нукуалофа.

Административное деление: 5 округов.

Продолжает действовать с незначительными изменениями и дополнениями Конституция, принятая в 1875 г. Форма правления - конституционная монархия. Глава государства - король (с декабря 1965 г. - Тауфаахау Тупоу IV).

Законодательный орган - однопалатное Законодательное собрание, состоящее из короля, 12 членов Кабинета министров, 9 лиц знатного происхождения, 9 депутатов, избираемых населением, - всего 30 членов. Срок полномочий - 3 года.

В период между сессиями парламента действует Личный совет при короле, имеющий право издавать указы и вносить их в качестве законопроектов на рассмотрение парламента. В Личный совет входят спикер парламента, премьер-министр, министры, губернаторы округов.

Правительство - Кабинет министров - формируется королем. (А. К.)

 

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД - образуемая по соглашению спорящих сторон коллегия (как правило, из числа пользующихся доверием специалистов), которой поручается этими сторонами принятие решения по существу возникшего спора. Не допускается образование Т. с. лишь по спорам, вытекающим из трудовых и семейных отношений, подведомственным судам общей юрисдикции.

Обычно в состав Т. с. включаются три арбитра (посредника): каждая сторона назначает по одному, а они определяют третьего. Т. с., удостоверившись в наличии и действительности соглашения о передаче спора на рассмотрение Т. с., производит разбирательство спора по существу. Процедура такого разбирательства определяется спорящими сторонами и арбитрами. Решение принимается большинством голосов арбитров и облекается в письменную форму. Арбитр, не согласный с решением, излагает особое мнение, которое прилагается к решению.

Решение Т. с. исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные им. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. При неисполнении проигравшей стороной решения в установленный срок происходит принудительное исполнение:

исполнительный лист или приказ о принудительном исполнении выдается по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение, соответственно районным, мировым или арбитражным судом, на территории которого находится Т. с.

Допускается оказание услуг по третейскому разбирательству споров организациями, действующими на постоянной основе. Такими наиболее известными организациями являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. Часто практикуется передача в Т. с. споров, возникающих на основе межгосударственных экономических соглашений. Возможно также обращение в зарубежные или международные организации, специализирующиеся на оказании услуг по третейскому разбирательству споров. (К. Г.)

 

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ - см.: Чтение.

ТРИБУНАЛ - заимствованный из французского юридического лексикона термин, имеющий широкое употребление вместо слова "суд". В России увлечение этим термином было вызвано событиями 1917-1922 гг., когда существовали революционные, военно-революционные и тому подобные трибуналы. Вплоть до 1992 г. военные суды тоже назывались военными трибуналами. В наши дни такое наименование судов не используется. (К. Г.)

 

ТРИНИДАД И ТОБАГО (Республика Тринидад и Тобаго) - островное государство у северо-восточного побережья Южной Америки в Карибском море. Независимо с 31 августа 1962 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Порт-оф-Спейн. Административное деление: 9 графств.

Действует Конституция от 31 августа 1962 г. с поправками 1976 г. Форма правления - республика, провозглашена 1 августа 1976 г.

Глава государства в соответствии с "республиканскими" конституционными поправками 1976 г. - президент, избираемый коллегий выборщиков из числа членов обеих палат парламента сроком на 5 лет.

Парламент состоит из двух палат. Сенат (31 сенатор) формируется следующим образом: 16 сенаторов назначаются президентом по рекомендации премьер-министра, шесть - по рекомендации лидера оппозиции и девять - самим президентом из числа известных государственных и общественных деятелей. Палата представителей состоит из 36 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым лидером партии, получившей большинство на парламентских выборах. (А. К.)

 

"ТРОЙКА" - существовавшее в 1929-1953 гг. орудие политических репрессий, состоявшее обычно из представителей органов НКВД, партийных и советских органов. Объявленная задача "троек" заключалась в "рассмотрении дел" о крупных хозяйственных злоупотреблениях и преступлениях политического характера. Процедура разбирательства для них не устанавливалась.

Фактически вскоре после учреждения они стали активным средством применения политических репрессий в массовых масштабах в отношении граждан, объявлявшихся "врагами народа". Их жертвами стали многие тысячи невиновных людей. (К. Г.)

 

ТУВАЛУ - островное государство в юго-западной части Тихого океана, на архипелаге Тувалу. Бывший протекторат Великобритании. Независимость провозглашена 1 октября 1978 г. Ассоциированный член Британского Содружества. Столица - г. Фунафути.

Административное деление: 8 островных территориальных единиц - советов.

Действует Конституция от 1 октября 1978 г.

Форма правления - парламентская монархия. Глава государства - королева Великобритании - назначает генерал-губернатора, кандидатуру которого выдвигает парламент Тувалу по согласованию с премьер-министром.

Законодательный орган - парламент Тувалу, состоит из 12 депутатов, избираемых населением сроком на 4 года.

Премьер-министр избирается парламентом. Кабинет министров формируется премьер-министром из числа депутатов парламента, его состав утверждается генерал-губернатором. Правительство ответственно перед парламентом. (А. К.)

 

ТУНИС (Тунисская Республика) -

государство в Северной Африке. Независимость провозглашена 20 марта 1956 г. Столица - г. Тунис.

Административное деление: 23 провинции.

Действует Конституция от 1 июня 1959 г. с последующими изменениями.

Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. В 1956 г. главой государства становится Хабиб Бургиба, лидер партии Новый Дус-тур (в 1970 г. провозглашен пожизненным президентом, смещен в 1987 г.). С 1987 г. выборы президента проводятся регулярно.

Парламент - Палата депутатов - состоит из 163 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Парламент имеет полномочия контролировать деятельность правительства и выносить ему вотум недоверия.

Исполнительная власть осуществляется президентом республики, формирующим правительство. (А. К.)

 

ТУРКМЕНИСТАН - демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики (ст. 1) в соответствии с Конституцией, принятой Верховным Советом (Меджлисом) Т. 18 мая 1992 г. Государственным языком Т. является туркменский язык. Столица - г. Ашгабат.

Согласно Конституции, собственность - неприкосновенна. Т. утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать гражданам, объединениям граждан и государству. Но законом устанавливаются объекты, являющиеся исключительной собственностью государства.

Конституция закрепляет широкий круг основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов.

Государство основывается на принципе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, - которые действуют самостоятельно в соответствии с принципом сдерживания и уравновешивания друг друга (ст. 4 Конституции). Высший представительный орган народной власти Т. - Халк маслахаты (Народный Совет). Высшую государственную власть и управление в Т. осуществляют президент, Меджлис, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Кабинет Министров Т. В Халк маслахаты (ХМ) входят:

президент; депутаты Меджлиса; халк векиллери (условно: делегаты. -С. А.), избираемые народом по одному от каждого этрапа (района) (их срок полномочий - пять лет, выполняют свои обязанности безвозмездно); Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров, главы администраций велаятов (областей), арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров (городов), а также поселков, являющихся административными центрами этрапов.

ХМ рассматривает и принимает решения по вопросам: целесообразности внесения поправок и дополнений в Конституцию или принятия новой Конституции; проведения всенародных референдумов; выработки рекомендаций по основным направлениям экономического, социального, политического развития страны; изменения государственной границы и административно-территориального деления; ратификации и денонсации договоров о межгосударственных союзах и иных образованиях; объявление состояния войны и мира, по другим вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией и законами.

Решения ХМ реализуются президентом, Меджлисом и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями. ХМ созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год по инициативе президента, Меджлиса или одной трети установленного числа членов ХМ. Работой ХМ руководит президент либо избираемый ХМ любой из его членов. Порядок созыва ХМ и его работы определяется утверждаемым им регламентом.

Президент Т. является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Т., выступает гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений.

Президентом может быть гражданин Т. из числа туркмен не моложе 40 лет, проживающий в Т. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент избирается путем всеобщих выборов сроком на 5 лет. Президент Т.:

проводит в жизнь Конституцию и законы Т., обеспечивает их точное исполнение; руководит осуществлением внешней политики, представляет Т. в отношениях с другими государствами; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, отдает распоряжения с последующим утверждением этих действий ХМ о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооруженных Сил, назначает высшее командование Вооруженных Сил; представляет ХМ ежегодные доклады о положении страны, информирует о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики; представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса государственный бюджет и отчет о его исполнении; подписывает законы, обладает правом отлагательного вето (кроме законов об изменениях и дополнениях Конституции); назначает по решению ХМ референдумы, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса; по предварительному согласованию с Меджлисом назначает и освобождает от должности председателей Верховного суда. Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора и др.

Президент Т. издает указы, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Т.

В случае нарушения президентом Конституции и законов ХМ может выразить президенту недоверие и вынести вопрос о его смещении на народное голосование.

Меджлис (парламент) является законодательным органом Т. Меджлис (М.) состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам сроком на 5 лет. Депутатами М. (а также халк векиллери) могут быть избраны граждане Т.,. достигшие ко дню выборов 25-летнего возраста. М. может быть досрочно распущен: по решению референдума; по постановлению о самороспуске; президентом в случае несформирования в течение 6 мес. руководящих органов М. либо выражения дважды в течение 18 мес. недоверия Кабинету Министров.

К ведению М. относятся: принятие и изменение Конституции и законов, их толкование; назначение выборов президента, М., халк векил-лери; образование ЦИК; одобрение деятельности Кабинета Министров, выражение ему недоверия; одобрение или отклонение кандидатов на должности председателей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора, а также представлений об их освобождении; утверждение бюджета Т. и отчета о его исполнении; определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления и др.

Кабинет Министров (КМ), согласно ст. 75 Конституции Т., является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет КМ президент Т. КМ формируется президентом в течение месяца после вступления его в должность. КМ, судя по его полномочиям, ведущий орган руководства экономической политикой, социальной сферой и другими делами государственного управления.

Т. состоит из административно-территориальных образований: велаятов (областей), этрапов (районов), шахеров (городов), приравненных к этрапам, в которых образуются органы государственного управления, а также шахеров, поселков и оба, в которых учреждаются органы местного самоуправления.

Исполнительную власть осуществляют хякими: в велаятах - велаят хякими, в шахерах - шахер хякими, в этрапах - хякими арчыны. Они являются представителями главы государства на местах, назначаются и освобождаются от должности президентом и ему подотчетны.

Систему местного самоуправления образуют генгеши и органы территориального общественного самоуправления. Генгеши являются представительными органами народной власти на территории шахеров, поселков и оба. Они избираются непосредственно гражданами сроком на 5 лет и не связаны отношениями административной соподчиненности. Генгеши избирают из своего состава арчына, который руководит работой генгеши и подотчетен ему.

Судебная власть в Т. принадлежит только судам. Осуществляется Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, военными и другими судами, предусмотренными законом. Судьи всех судов назначаются президентом сроком на 5 лет. Надзор за точным и единообразным соблюдением законов, актов президента возложен на Генерального прокурора Т. и подчиненных ему прокуроров. (С. А.)

 

ТУРЦИЯ (Турецкая Республика) -

государство, расположенное на полуострове Малая Азия и в Европе. Азиатская часть называется Анато-лией, европейская - Восточной Фракией. Столица - г. Анкара.

Административное деление: 8 районов (белые), которые делятся на 76 провинций (вилайеты).

Действует с последующими изменениями и дополнениями Конституция от 7 ноября 1982 г. Форма правления - республика (с 29 октября 1923 г.).

Глава государства - президент. По Конституции 1982 г., избирается парламентом из числа его депутатов сроком на 7 лет. В будущем, согласно изменениям, внесенным в Конституцию, президент будет избираться всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет.

Парламент - Великое национальное собрание Турции, состоящее из 550 депутатов, - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров. Премьер-министр назначается президентом, министры - премьер-министром. Утверждаются президентом.

Имеется Конституционный суд. (А. К.)

 

ТЫВА (Республика Тыва) - входит в состав РФ. В Конституции Т., принятой Верховным Советом 21 октября 1993 г.. Т., пожалуй, в гораздо большей мере, чем другие республики, подчеркивает свое независимое положение в РФ. Согласно ст. 1 - суверенное демократическое государство в составе РФ, имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Т. (следует заметить, что Конституция РФ не предусматривает права субъекта на выход из РФ). Основой государственного суверенитета, согласно Конституции Т., является право республики на свою территорию, природные богатства, определение государственного устройства, внешней и внутренней политики. Статус Т. не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Т., обладающих избирательным правом, с принятием соответствующего закона Т. (ст. 1). В период чрезвычайных ситуаций, политического и государственного кризиса в РФ, говорится в ст. 2 Конституции Т., на территории Т. действуют Конституция и законы Т. При этом вся власть переходит к Верховному Хуралу, Президенту, Правительству Т., приводится в действие Закон Т. "Об обеспечении безопасности и государственного суверенитета Республики Тыва".

Согласно Конституции Т., государственным языком Т. является язык тыва. Русский язык на территории Т. действует как общефедеральный государственный язык. Тыва и русский языки равноправно употребляются во всех сферах общения, регулируемых законодательством, в том числе - на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в органах власти и управления (ст. 33). Столица Т. - г. Кызыл.

В Конституции Т. закреплены основы статуса ее граждан и экономики Т. В некоторых положениях нормы не соответствуют федеральному законодательству. Например, правомерно заявляя, что Т. устанавливает свое гражданство и что граждане Т. являются одновременно гражданами РФ, ст. 31 Конституции далее гласит: гражданин Т. обладает правом принимать гражданство иностранного государства в соответствии с законом Т. На самом же деле такие вопросы решаются в соответствии с действующим законом РФ о гражданстве.

Согласно ст. 31 Конституции Т., основания и порядок приобретения, утраты и восстановления гражданства Т. определяются законом Т. с учетом демографической ситуации в Т. и способствуют обеспечению устойчивого преобладания коренной нации, защите ее этнического, культурного и духовного наследия и достояния (ст. 31). Разумеется, интересы коренной нации необходимо учитывать, однако российский закон о гражданстве запрещает дискриминацию в приобретении гражданства.

Согласно ст. 14 Конституции Т., земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы и все виды собственности, находящиеся на территории Т., являются ее достоянием (собственностью). Однако на территории субъекта может быть и федеральная собственность. Владение, пользование и распоряжение собственностью, землей и природными богатствами регулируются законодательством Т., но, по Конституции РФ (ст. 72),- это вопрос совместного ведения РФ и субъекта РФ. В ст. 9 Конституции Т. говорится, что на территории Т. не допускается частная собственность на землю (что допускается Конституцией РФ), она может передаваться в пожизненное наследуемое владение. определяемое законом.

В Т. народ является носителем суверенитета и источником государственной власти, осуществляющим власть непосредственно и через органы власти - местное самоуправление. Конституция Т. предусматривает Великий Хурал (съезд) парода Т. - орган всенародного свободного волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Т. на основе итогов всенародного референдума, а также согласованных предложений Верховного Хурала и Президента Т.

Законодательную власть в Т. осуществляет Верховный Хурал(парламент). Согласно ст. 62 Конституции Т., Верховный Хурал (ВХ) - представительный и законодательный орган государственной власти - действует на постоянной основе. Он состоит из 32 депутатов, избираемых населением. Срок полномочий ВХ - 4 года. К числу основных полномочий ВХ относятся: принятие Конституции и законов Т., их толкование; определение внешней и внутренней политики, принятие мер по обеспечению безопасности и государственного суверенитета Т.; рассмотрение вопросов территориального устройства Т., по представлению Президента и Правительства Т. - образование и упразднение административно-территориальных единиц; с согласия Президента - назначение и организация проведения всенародных референдумов и всенародных обсуждений проектов законов и других наиболее важных вопросов государственной жизни Т.; утверждение бюджета Т., осуществление контроля за его исполнением, установление налогов и сборов; рассмотрение ежегодного послания Президента Т., ежегодного отчета Председателя ВХ, Правительства, председателей высших судов Т.;

по итогам отчетов в случае признания работы неудовлетворительной - выдвижение требований к Президенту Т. об отставке Правительства Т. в целом или отдельных его членов, смещение с должности председателей ВХ или высших судов; отрешение от должности Президента Т. на основании решения Конституционного Суда Т.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности членов Правительства Т., по представлению Президента Т. - образование и упразднение министерств и государственных комитетов Т.; избрание и освобождение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Т., избрание и освобождение председателей этих судов; по представлению Президента Т. - назначение и освобождение Прокурора Т. и членов коллегии прокуратуры, а также председателя Следственного комитета и директора Департамента налоговой полиции Т.;

утверждение республиканских программ экономического, социального, национально-культурного развития, учреждение республиканских фондов социально-экономического развития и осуществление контроля за их исполнением; ратификация и денонсация международных и межреспубликанских договоров Т. и др.

Некоторые полномочия ВХ сформулированы без учета законодательства РФ. Это касается как названных выше полномочий относительно Верховного и Высшего Арбитражного Судов и Прокурора республики, так и ряда других вопросов. В частности: ВХ по представлению Президента Т. и в порядке, согласованном им с соответствующими органами управления РФ, утверждает либо отклоняет назначение на должность военного комиссара Т., начальника штаба Гражданской обороны Т., начальника подразделения транспортной милиции, командиров пограничных, внутренних и других родов войск, определяет порядок их деятельности на территории Т.; на основании рекомендаций Верховного Хурала (съезда), Совета безопасности Т. и по предложению Президента Т. принимает решения по вопросам войны и мира, объявляет военное положение; контролирует денежную эмиссию в республике. Однако все перечисленные вопросы относятся к ведению РФ.

ВХ приостанавливает действия законодательных и правительственных актов РФ, если они выходят за пределы предметов ведения и полномочий РФ. Но в этом случае у ВХ есть лишь право обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, который и определит, вышли ли федеральные акты за пределы Конституции РФ.

Президент Т. является главой государства и исполнительной власти Т. (ст. 69 Конституции Т.). Президент Т. как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Т. внутри государства, в отношениях с РФ, в межреспубликанских и международных отношениях. Он выступает гарантом прав и свобод граждан, соблюдения Конституции и законов Т., принимает меры по обеспечению безопасности и государственного суверенитета, направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов.

Президент Т. избирается гражданами Т. сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом может быть гражданин Т. не моложе 35 и не старше 60 лет, проживающий в Т. не менее 15 лет, свободно владеющий тыва и русским языками.

Основные прерогативы Президента Т.: определяет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику Т.;

возглавляет Правительство Т.; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы, обладает правом вето; участвует в работе ВХ; в случае нарушения ВХ Конституции и законов Т. Регламента ВХ при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда Т., а также невозможности деятельности ВХ из-за многократного отсутствия кворума на сессиях ВХ - имеет право распустить ВХ и объявить досрочные выборы; имеет право объявить референдум о недоверии ВХ; обладает правом обращения к народу, к ВХ;

принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности Т., законности и правопорядка на ее территории, образует и возглавляет Совет безопасности Т.; ведет переговоры и подписывает договоры от имени Республики Тыва с последующей их ратификацией ВХ;

с согласия ВХ назначает и освобождает от должности Государственного секретаря, министров, заместителей Председателя Правительства Т. ;

назначает и освобождает председателей государственных комитетов;

назначает некоторых других высших должностных лиц республики либо представляет их ВХ для утверждения или дает согласие на их утверждение (избрание) или освобождение от должности; освобождает руководителей органов местного самоуправления; вводит чрезвычайное положение на территории Т. или в отдельных ее местностях; отменяет акты Правительства Т., приостанавливает или отменяет акты министерств и ведомств, местных администраций, должностных лиц в случае их противоречия законодательству РФ и Т. и др.

Одновременно с Президентом Т. избирается и вице-президент. Он осуществляет по поручению Президента Т. отдельные полномочия, замещает его в случае отсутствия, отставки и др.

Правительство Т. является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Т. и действует под руководством Президента Т. Правительство формируется в составе главы Правительства, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов, председателя Национального банка Т., председателя Пенсионного фонда, председателя Комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, начальника республиканской налоговой инспекции, начальника республиканского управления статистики, начальника таможни и руководителей органов местного самоуправления кожуунов (районов) и г. Кызыла.

В Т. предусмотрены Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, кожуунные, городские суды и мировые судьи. Конституция Т. устанавливает несколько правил, не согласующихся с федеральным законодательством: предельный возраст для судьи (для женщины - 55, для мужчины - 60 лет), не предусмотренный Конституцией РФ; стаж работы для судьи по юридической специальности не менее 3-х лет (по Конституции РФ - 5 лет); избрание кожуунных и городских судей сроком на пять лет (по российскому законодательству срока пребывания в должности у всех судей, кроме КС, не существует) и не более двух раз в одном кожууне (городе).

Конституционный Суд (КС) определяется Конституцией Т. как высший орган судебной власти по защите конституционного строя в Т. КС рассматривает дела: о конституционности законов и иных актов, принятых ВХ, указов Президента Т., постановлений и распоряжений Правительства Т., решений, распоряжений органов и руководителей местного самоуправления, решений общественных организаций и объединений граждан; о конституционности межреспубликанских и международных договоров и соглашений Т.; о конституционно-правовых спорах между общественными организациями и государственными органами.

Тыва самостоятельно устанавливает систему местного самоуправления (ст. 98 Конституции Т.). Оно осуществляется в кожуунах, городах, сумонах, поселках, арбанах органами местного самоуправления. Это - хуралы представителей, избираемые населением, а также местные администрации, возглавляемые председателями, избираемыми населением сроком на 4 года. (С. А.)

 

ТЮРЬМА - вид исправительного учреждения, в котором отбывают определенную судом часть назначенного наказания лица, приговоренные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. В Т. могут отбывать лишение свободы и лица, переведенные туда на срок до трех лет в судебном порядке из колоний общего, строго и особого режимов за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, а также иные категории осужденных, оставленные в тюрьме с их согласия решением начальника тюрьмы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Для Т. установлено два вида режимов - общий и строгий. На строгом режиме должны содержаться осужденные, поступившие в данное учреждение и переведенные с общего режима в связи с допущенными злостными нарушениями. Перевод на общий режим может быть осуществлен по истечении не менее года отбытия наказания на строгом режиме.

Условия содержания в Т. регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Правилами внутреннего распорядка в исправительных учреждениях.

На лиц, осужденных к лишению свободы в исправительных колониях и оставленных в Т. для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тюремные режимы не распространяются. Условия содержания таких лиц должны быть сходными с теми, которые установлены для исправительных колоний общего режима. (К. Г.)


 - 

Анекдоты

Афоризмы 

Истории 

Пословицы 

Приметы 

Поговорки 

Цитаты 

Перлы 

Частушки 

Стишки 

SMSки 

Гороскопы 

Имена 

Даты 

Заговоры 

Тосты 

Гадания 

Числа 

Сонники 

Мысли 

Сказки 

Маразмы 

Аватары 

Новости 

Форум 

Книги


На главную | Карта сайта | Contact Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010

Конституционное право | Краткий словарь