СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ - субъект РФ, входит непосредственно в состав РФ, относится к разряду автономий. Это - национально-государственное (или национально-территориальное) образование. ЕАО образована постановлением ЦИК СССР от 7 мая 1934 г. Согласно Конституциям СССР и РСФСР, автономные области были в составе РСФСР с одновременным вхождением в состав краев (ЕАО входила в Хабаровский край). И только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР сохранено положение о том, что автономная область находится в составе РСФСР, и исключены слова и входит в край. Таким образом, с этого времени ЕАО состоит непосредственно в составе РФ. Другие четыре автономные области в составе РСФСР в 1991 г. были преобразованы в автономные республики (позже стали республиками в составе РФ). Государственным языком в ЕАО в соответствии с Конституцией РФ является русский язык. Идиш является национальным языком области. Административный центр ЕАО - г. Биробиджан. Законодательное Собрание (ЗС) является постоянно действующим законодательным органом государственной власти области- ЗС избирается сроком на 4 года и состоит из 15 депутатов. Они работают на постоянной основе (число таких депутатов определяет само ЗС) либо совмещают депутатскую деятельность с трудовыми или служебными обязанностями. ЗС принимает устав области, дает толкование устава и законов области, утверждает бюджет и отчет о его исполнении,программы социально-экономического развития области, устанавливает областные налоги, определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами на территории области, утверждает схему управления областью и др. Губернатор области является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ЕАО. Губернатор: представляет область в отношениях с РФ и ее субъектами, а также в международных отношениях; вправе участвовать в заседаниях ЗС, вносит проекты законов на рассмотрение ЗС, подписывает и обнародует законы области, обладает правом отлагательного вето; формирует исполнительный орган - администрацию области, утверждает структуру и штаты органов исполнительной власти области, назначает руководителей областных органов управления; отменяет противоречащие законодательству акты местных исполнительных органов государственной власти на территории области и др. (С. А.)
ЕГИПЕТ (Арабская Республика Египет) - государство в Северной Африке. Столица - г. Каир. Административное деление - 27 губернаторств (мухафаз). Губернаторства делятся на округа (марказы), округа - на районы (нахии). Форма правления - республика (до 1952 г. Е. - монархия, 18 июня 1953 г. провозглашен республикой). Действующая Конституция одобрена референдумом 11 сентября 1971 г. (впоследствии приняты изменения). Глава государства - президент. Кандидат на этот пост выдвигается парламентом с последующим утверждением на всеобщем референдуме. Кандидат в президенты считается избранным, если получил одобрение абсолютного большинства голосов, принявших участие в голосовании избирателей. Срок полномочий президента - 5 лет с правом неограниченного переизбрания (Мохаммед Хосни Мубарак - Президент с 1981 г.). Однопалатный парламент - Народное собрание - состоит из 454 депутатов. Из них 444 избираются путем прямых всеобщих выборов сроком на 5 лет, 10 - назначаются президентом. В Закон о выборах 1990 г. внесены поправки, согласно которым парламент избирается по индивидуальным спискам. Исполнительная власть по Конституции Е. осуществляется президентом, который назначает и смещает премьер-министра и министров. (А. К.)
ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация. Исходя из этого, п. "н" ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления". Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом" (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Принцип Е. с. г. в. имеет несколько проявлений. 1) Единство сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ. "государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти". Вместе с тем эти органы должны учитывать и положение ст. 10 Конституции: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, не только федеральные, но и образуемые в субъектах органы государственной власти должны по своей природе и функциям соответствовать одной из групп этих органов. 2) Соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ обозначенным в Конституции Федерации. То есть для осуществления законодательной деятельности создается представительный орган государственной власти; исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти (что касается судебной системы, она в целом устанавливается федеральным конституционным законом). Не должны создаваться органы, в которых соединялись бы законодательные и исполнительные, тем более - судебные функции, поскольку это противоречило бы Конституции РФ. 3) Единообразный порядок образования органов, устанавливаемый федеральным законом (например, выборы населением депутатов законодательного собрания, президентов или глав исполнительной власти). 4) Наделение органов государственной власти едиными основными полномочиями. Представительный орган власти принимает законы, исполнительная власть осуществляет задачи оперативного управления хозяйственным и социально-культурным строительством на данной территории и т. д. 5) Характер взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Они не подменяют друг друга, занимаясь своими делами в соответствии с принципом разделения властей. Органы законодательной и исполнительной власти используют систему сдержек и противовесов в воздействии друг на друга. Право взаимной отмены актов отсутствует, все спорные вопросы решаются согласительными процедурами либо в судебном порядке. (С. А.)
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - категория, пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII в., согласно которым каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат (должны принадлежать) ему всю жизнь. Одним из первых конституционных документов, отразивших идею естественных прав, явилась французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Цель всякого политического Союза, записано в ст. 2 Декларации, обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Идея естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина с того времени вошла в чиcло ценностей цивилизации. Она находит отражение во многих международных документах нового времени, актах отдельных государств. Правда, далеко не всегда можно найти само слово "естественные" применительно к правам и свободам человека и гражданина. Обусловлено это неоднозначными подходами к тому, какие из прав и свобод считать "естественными", т. е. в первую очередь принадлежащими человеку. Каталог прав и свобод расширяется, соответственно меняется понимание того, какие из них являются самыми важными для человека и поэтому не могут у него быть изъяты ни при каких условиях. В нашей стране идея естественных (и неотчуждаемых) прав также признана и находит отражение в конституционно-правовых актах. Например, в принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. "Декларации прав и свобод человека" записано, что "каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации". В России 22 ноября 1991 г. Верховным Советом была принята "Декларация прав и свобод человека и гражданина", положения которой вошли в текст Конституции РФ 21 апреля 1992 г. Действующая Конституция РФ не применяет термин "естественные" по отношению к правам и свободам. Однако в принципе их закрепление в Конституции РФ в полной мере соответствует идее принадлежности прав и свобод человеку от рождения и их неотчуждаемости. В ст. 17 Конституции говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Конституция РФ допускает возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, однако лишь в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока действия ограничений. При этом Конституция РФ запрещает ограничения определенных прав и свобод, из чего можно сделать вывод о том, что они-то и относятся в первую очередь к числу естественных прав человека. Это - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на защиту от незаконного сбора персональных данных о человеке, свобода совести, свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод, на справедливое правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, право на защиту интересов пострадавших от преступления и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, на запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. Хотя естественные права и свободы существуют как бы объективно и независимо от того, отражены ли они в законе, очевидно, что их реализация и защита в полной мере обеспечиваются в том случае, если они закреплены в конституции государства. (С. А.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |