СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я РАВЕНСТВО - одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, особым предметом которых является Р. человека с человеком. Р. имеет два основных аспекта: фактическое Р. и юридическое Р. Основой многих социально-политических учении является идея достижения фактического Р. людей, т. е. их равного положения независимо от богатства, ума. образования, других природных данных и благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического Р. людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным параметрам. Поэтому в законодательстве находит отражение принцип Р. всех перед законом (перед законом и судим), или юридического Р., т. е. равноправия. В этом смысле Р. означает предоставление каждому равного объема юридических прав и свобод и возложение одинакового объема юридических обязанностей. Используя возможности, предоставленные конституцией и законами, индивид строит свою жизнь и добивается того или иного фактического положения в обществе и государстве. (С. А.)
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, - их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, - равны. Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует только один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один или два голоса. Например, на выборах в Государственную Думу (ГД) избиратель имеет два голоса, т. е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу; другой - по спискам избирательных объединений, блоков. Эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется Р. и. п. Принцип Р. и. п. обеспечивается также равной или примерно равной численностью избирательных округов, т. е. количеством избиратели, приходящихся на одного депутата. Но как раз в этой части Р. и. п. имеет серьезные проблемы. Например, при выборах депутатов ГД по одномандатным избирательным округам последние образуются с примерно равным числом избирателей в пределах одного субъекта РФ. Следовательно, уже допускается неравенство избирательных округов по численности избирателей в различных субъектах. Кроме того, законодательство допускает в пределах избирательных округов по выборам в один и тот же представительный орган взаимное отклонение числа избирателей до 109с', в труднодоступных и отдаленных районах - до 15%. Поэтому в одном и том же субъекте один избирательный округ может иметь на 20% избирателей больше, чем другой избирательный округ. Естественно, для достижения победы это требует, соответственно, больших усилий от кандидатов в депутаты и их сторонников-избирателей. Р. и. п. проявляется и в том, что при избрании каждого депутата одного и то же представительного органа требуются одинаковый процент участия избирателей в выборах, чтобы они считались состоявшимися, и один и тот же способ определения результатов выборов и победителя. (С. А.)
РАВНОПРАВИЕ - один из конституционных принципов положения человека и гражданина в РФ, специально закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, которая гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, Конституция определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Исходя из Конституции РФ, можно выделить несколько аспектов Р.: человека с человеком; женщины и мужчины (Р. полов); национальное Р. Во многих аспектах можно также говорить о Р. независимо от государственной принадлежности (российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства), поскольку многие права и свободы гарантируются в Российской Федерации любой личности (это отражается в упомянутой формуле "все равны перед законом и судом", а также в словах "каждый имеет право", "каждому гарантируется", которые используются в некоторых конституционных нормах). Не следует путать Р. и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можно гарантировать именно Р., т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д. Более того, многие конституционные нормы составлены с учетом возможного фактического неравенства людей или не исключают его возникновения. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. 26-27 Конституции РФ) вполне следует допускать разные размеры личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто как их использует - зависит от конкретного индивида. Но добившись какого-то материального благополучия, человек не может использовать его в ущерб другим. Поэтому Конституция и гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности, по признакам социальной принадлежности. Идея Р. проходит прямо или как бы в виде фона по нормам конституционного и других отраслей права. Прежде всего это выражается в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей; если вводятся ограничения, они одинаковы для всех; гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей - тоже равны. Повышенное внимание законодательства к отдельным категориям лиц (дети, инвалиды, ветераны и др.) является не нарушением принципа Р., а проявлением социальной природы Российского государства. (С. А.)
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах: а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними; б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях РФ - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества). При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. принцип Р. в. был отражен в обоих названных аспектах. Статья 3 гласила, что система государственной власти в РФ основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и местным самоуправлением. Действующая Конституция РФ отражает только первый аспект. Статья 10 гласит, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Как известно, организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен из истории нашего государства и может быть назван принципом верховенства представительных органов("верховенство Советов"). Суть его состоит в том, что на всех уровнях, а тем более - на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. А это значит, что, во-первых, они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, в чьей компетенции этот вопрос. Во-вторых, все другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им. Так, высший представительный орган формирует правительство страны. Он может в любой момент изменить его состав или переформировать полностью, вправе заслушать отчет, предложить отменить решение либо при необходимости сам отменить решение правительства. Хотя провозглашена независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган, официально не вмешиваясь в функции правосудия, может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности, а может и переформировать его состав. После Октябрьской революции 1917 г. до 90-х гг. именно концепция верховенства представительных органов - Советов - была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. По действующим тогда Конституциям (СССР и РСФСР) именно Советы обладали верховенством в государстве. Фактически же деятельность представительных органов, в том числе и высших (Союза ССР, республик) предопределялась Коммунистической партией. К тому же Советами правили еще и исполнительные органы, формально образуемые ими. Другая модель основана на принципе разделения властей. Согласно ему, представительные органы верховенства не имеют. Они не вправе принять к рассмотрению и решать любые вопросы и дела компетенции государства и других органов. Следовательно, представительные органы на основе разделения полномочий между государственными органами рассматривают и решают лишь те вопросы, которые отданы в их ведение. Разумеется, и при этой модели у представительных органов есть средства воздействия на другие органы и прежде всего - на исполнительные. Они вправе контролировать, как исполнительные органы реализуют законы. Для этого у представительных органов есть определенные средства воздействия, в том числе - заслушивание отчетов и сообщений, выражение доверия или недоверия, приводящее к отставке. Однако, в свою очередь, исполнительные и судебные органы имеют свои средства воздействия на представительные органы, предотвращающие принятие ими необоснованных решений или приводящие к их последующей отмене. Итак, существует взаимное влияние этих органов друг на друга, получившее название "система сдержек и противовесов", при которой они как бы уравновешивают друг друга. Конечно, в каждой стране данная модель работает по-своему. Поэтому на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ. Но в принципе в данной модели следует исходить из того, что и представительные, и исполнительные, и тем более судебные органы занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других. Итак, в Российской Федерации введение Р. в. прежде всего выразилось в том, что представительные органы утратили верховенствующие позиции, возможность рассматривать вопросы за исполнительные органы, подменять их, соединять в себе черты и тех, и других. Однако, в свою очередь, не менее важно учитывать и то, что при Р. в. не может иметь места возвышение исполнительных органов за счет принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий по российской модели вне Р. в. и над всеми ветвями власти, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов законодательной власти - законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, содержание законов. Это - вполне нормальная практика. Однако исполнительная власть не может взять на себя функции представительной власти. Из Конституции РФ не вытекает, в том числе, и того, что Президент РФ вправе посвящать свои акты вопросам, составляющим предмет законодательного регулирования. Если в этом изредка возникает необходимость, целесообразно, чтобы законодательная власть официально поручала (делегировала) этим органам нормативное регулирование общественных отношений, ооычно регулируемых законами (так называемое делегированное законодательство). Однако это не должно носить массового и систематического характера, в противном случае подрывается принцип Р. в. В некоторых отношениях (выполнение законов, исполнение бюджета) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти. Судебная власть в системе Р. в. выполняет функции прямого правосудия не только по обращениям физических или юридических лиц. В некоторых случаях органы судебной власти оценивают акты законодательной и исполнительной власти, разрешают их споры. Своими решениями судебная власть способствует укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе отменять (признавать утратившими силу) их незаконные (неконституционные) акты. (С. А.)
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ - функция, возложенная Конституцией РФ на Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Непосредственно она выполняется пленумами этих судов на основе результатов обобщения судебной практики и статистических данных. Оформляются такие разъяснения документами, именуемыми постановлениями соответствующих пленумов. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов общей юрисдикции, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение, а разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов. (К. Г.)
РАЙОН - понятие, которое в соответствии с его семантическим значением используется в праве, в том числе в конституционном, в разных аспектах. В частности, Р. - одна из административно-территориальных единиц. Территория субъекта РФ имеет в своем составе районы и города. В этом плане Р. - административно-территориальная единица в сельской местности (сельский Р.). Р. в сельской местности имеет достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т. е. муниципальным образованием, здесь избираются представительный орган местного самоуправления (районное собрание депутатов, представителей) и глава Р. В сельской местности Р. делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ концепция местного самоуправления относительно Р. не применяется, поэтому на данном уровне образуются не органы местного самоуправления, а органы государственной власти. На фактической деятельности органов управления Р. их трактовка как органов местного самоуправления или органов государственной власти мало отражается. Большие города, как правило, делятся на Р. (городские Р.), также являющиеся административно-территориальными единицами. В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с созданием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других городской Р. считается лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации. Понятие "район" используется в законодательстве также для обозначений определенных достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, труда: например, Р. Крайнего Севера, Р. Сибири и др. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской федерации" от 24 мая 1996 г. говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, с ограниченными сроками ввоза продукции. Естественно, имеются в виду не конкретные административно-территориальные единицы, а территории со специфическими условиями. В последующих нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что крайне важно для обеспечения населения, создания условий жизнедеятельности, предоставления социальных льгот и т. д. Наконец,понятие "экономический район" используется для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические характеристики, давние хозяйственные связи. Сегодня в рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. (С. А.)
РАЙОННЫЙ СУД - гражданский суд основного звена в подсистеме судов общей юрисдикции. До принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. он официально именовался по-разному: районным (городским) народным судом, городским судом, районным судом, межмуниципальным судом (г. Москва). Его основные полномочия - рассмотрение в первой инстанции (см.: Инстанция судебная) большинства гражданских и уголовных дел, подсудных судам общей юрисдикции, разрешение всех дел (материалов) об административных правонарушениях, взыскания за которые должны налагаться судами (см.: Арест. Административное взыскание), многих видов жалоб граждан на незаконные действия и решения государственных органов и должностных лиц, в том числе органов дознания, дознавателей, следователей, прокуроров, а также вопросов, возникающих при принятии решений о производстве по уголовным делам следственных или оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (прослушивание телефонных переговоров, обыск, выемка и просмотр почтово-телеграфной корреспонденции. проникновение в помещения против воли проживающих в них лиц, арест, задержание и т. п.), исполнением приговоров и др. (К. Г.)
РАСПОРЯЖЕНИЕ - в конституционном и административном праве акт органа или должностного лица системы государственной власти или местного самоуправления, изданный в рамках их полномочий и обязательный для всех, кому он адресован. Р. чаще всего посвящены конкретным, относительно частным случаям. Исполнение Р. исчерпывает ситуацию. Однако Р. может быть и актом длительного действия (например, о назначении должностного лица, об образовании комиссии, о финансировании какого-то мероприятия и т. п. на соответствующий срок). Р. - подзаконный акт: оно должно соответствовать Конституции и законам. Как правило, Р. не носит нормативного характера, т. е. им не устанавливаются новые правила. Иначе говоря, Р. - акт применения права. Однако на практике Р., исходящие от отдельных органов, например, распоряжения Президента РФ, могут быть нормативными актами. (С. А.)
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА - правовой акт Правительства РФ, правительства субъекта РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ: Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, ооеспечивает их исполнение. Постановления и Р. П. РФ обязательны к исполнению в РФ. Постановления и Р. П. РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Акты Правительства РФ. имеющие нормативный характер, издаются в форме его постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме Р. П. РФ. Р. П. РФ подписывается его Председателем и вступает в силу со дня подписания. (С. А.)
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА - правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и Р. П. РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Общий подход к изданию указов и Р. П. РФ таков: указы используются для нормативного регулирования либо для реализации наиболее важных полномочий Президента РФ по отношению к гражданам РФ, например: о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др. Распоряжения - акты более конкретного характера, касающиеся, например, назначения должностных лиц, проведения каких-либо мероприятий и их финансирования и др. Однако это - именно общий подход, поскольку до последнего времени в отношении распоряжений было немало исключений, состоящих в том, что Президент РФ издает их и как нормативные акты, особенно в области статуса различных подразделений Администрации Президента РФ и иных органов. В последнее время для этой цели все чаще используются указы. (С. А.)
РАССЛЕДОВАНИЕ - термин, употребляемый для обозначения видов регламентируемой уголовно-процессуальным законодательством деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении (см.: Дознание. Предварительное следствие). (К. Г.)
РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕПУТАТСКОЕ - см.: Депутатское расследование. РАТИФИКАЦИЯ - одна из форм выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. Р. означает утверждение парламентом договора, заключенного от имени государства его президентом или правительством. В соответствии с Конституцией РФ (например, ст. 106) Р. и денонсация международных договоров РФ осуществляются палатами федерального Собрания (ФС) - Государственной Думой (ГД) и Советом Федерации (СФ) - путем принятия федерального закона. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 16 июня 1995 г. называет следующие формы выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора: ратификация, утверждение, принятие и присоединение к международному договору. Согласно п. 1 ст. 15 названного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные Законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении РФ с другими государствами; об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ. Помимо этого, согласно п. 2 ст. 15 данного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей Р. Международные договоры, решение о подписании которых было принято Президентом РФ, вносятся им на Р. в ГД. Если решение о подписании принято Правительством РФ, соответственно оно вносит международный договор на Р. в ГД. Но в случае необходимости Правительство может представить предложение Президенту о внесении им на Р. международного договора, подписанного по решению Правительства. Предложение о Р. договора должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его Р., а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий Р. Если предложение о Р. внесено иным субъектом права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Вопрос о Р. договора рассматривается по правилам законодательного процесса сначала в ГД, далее - в СФ. Принятый палатами ФС федеральный закон о Р. международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На основании федерального закона о Р. международного договора РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Согласно Закону 1995 г., в отношении договоров, указанных в п. 1 ст. 15, решения об утверждении и принятии международных договоров, а также присоединении к ним принимаются так же, как и решение о Р. международного договора. - в форме федерального закона. (С. А.)
РЕАБИЛИТАЦИЯ (юридическое понятие) - восстановление доброго имени лица, незаконно привлекавшегося к уголовной ответственности, его нарушенных или ограниченных имущественных и иных прав и законных интересов. Р. - результат постановления оправдательного приговора или прекращения уголовного дела по одному из реабилитирующих оснований. Основаниями такого рода являются: отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления и недоказанность участия обвиняемого (подсудимого) в совершении преступления. Решение (постановление, определение)о прекращении уголовного дела должно быть принято лицом, производившим расследование, судьей в стадии назначения судебного заседания, вышестоящей судебной инстанцией, проверявшей законность и обоснованность приговора, а оправдательный приговор - судом первой инстанции. Восстановление прав и законных интересов предполагает не только отмену незаконных решений правоохранительных органов, опорочивших доброе имя привлекавшегося к уголовной ответственности лица. Оно должно также повлечь обязательное устранение, по возможности, любых негативных последствий решения такого рода. Это необходимо и тому, кого реабилитируют, и правосудию, включая иные направления правоохранительной деятельности, для поддержания их престижа на соответствующем уровне. Действующее законодательство (см., к примеру, ст. 1064, 1069, 1070, 1099-1101 ГК РФ, Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.) предусматривает полное устранение всех негативных последствий незаконного привлечения к уголовной ответственности. Возмещению подлежат: заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий; пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест; штрафы, взысканные во исполнение незаконного приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями; суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи. Кроме того, предусматривается устранение негативных последствий, которые прямо не поддаются денежному выражению: восстановление на работе, возврат жилья, восстановление в воинском и иных званиях, возвращение государственных наград, а также информирование трудовых коллективов или общественности по месту жительства об оправдании или прекращении дела по реабилитирующему основанию. К приведенному перечню возмещаемого или устраняемого вреда следует добавить также возможность денежной компенсации морального вреда. Все денежные затраты на возмещение вреда и восстановление нарушенных прав должны производиться за счет казны РФ, нсзависимо от вины конкретного должностного лица правоохранительного органа. Регрессное требование к такому должностному лицу возможно лишь в том случае, если его вина в незаконных действиях, причинивших вред, установлена приговором суда, вступившим в законную силу. В последние годы сложился свой порядок восстановления нарушенных прав лиц, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам. В качестве основания для восстановления прав в таком порядке может служить факт лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрическое лечебное учреждение, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иного лишения или ограничения прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшегося по решению суда и других органов, наделявшихся судебными функциями ("особые совещания", "тройки" и пр.), либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами. Круг тех, кто может быть признан жертвами политических репрессий и реабилитирован, довольно широк. К ним могут быть отнесены не только лица, непосредственно подвергавшиеся таким репрессиям, но и их дети, находившиеся вместе с ними в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Наряду с восстановлением прав и денежными выплатами в виде компенсаций или возмещения вреда реабилитированным предоставляется ряд льгот: право на внеочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, оказание медицинской помощи, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год; снижение на 50% оплаты жилой площади, коммунальных услуг и др. (К. Г.)
РЕГИОН, РЕГИОНАЛЬНЫЙ - понятия, часто употребляемые в науке конституционного права и в законодательстве. Понятие "регион" применяется, в основном, либо к территории одного субъекта РФ, либо территории двух и более соседних субъектов. Например, при выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу (по спискам, выдвигаемым партиями и движениями) в списке есть центральная часть, состоящая из 18 кандидатов. Остальные кандидаты входят в "региональные группы" по субъектам РФ или группам субъектов РФ. В Федеральном законе "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. по территории действия выделены, в частности, межрегиональные общественные объединения, действующие на территории менее половины субъектов РФ, и региональные, осуществляющие свою деятельность в пределах территории одного субъекта. (С. А.)
РЕГИСТРАЦИЯ - действие (акт) компетентного органа или должностного лица, которым оформляется определенное официальное состояние личности или документа и т. п. В соответствии с его семантическим значением понятие "регистрация" используется достаточно широко, а именно: 1) Р. является одним из способов приобретения гражданства РФ. Лицо, имеющее соответствующие основания, обращается на территории РФ в органы внутренних дел, а за рубежом - в дипломатическое или консульское представительство РФ и просит зарегистрировать его в качестве гражданина РФ. Акт Р. означает приобретение лицом российского гражданства; 2) Р. используется в избирательном праве. Кандидат в депутаты или список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением, кандидат на выборную должность регистрируются соответствующей избирательной комиссией. С момента Р. разрешены предвыборная агитация в пользу кандидата или списка, начинается финансирование избирательной кампании, наступают определенные гарантии статуса кандидатов в депутаты; 3) после создания общественного объединения следует его государственная Р. соответственно Министерством юстиции РФ или органом юстиции субъекта РФ. Общественное объединение может действовать и без Р., однако если оно хочет получить права юридического лица, иметь банковские счета, свои СМИ и т. д., Р. обязательна. Р. должна прийти на смену прописке в деле учета граждан по месту их проживания или пребывания. Каждое лицо, прибывшее на новое место на определенный срок, обязано в установленном порядке зарегистрироваться в органах внутренних дел в сроки, названные законом. В данном случае Р. означает законность пребывания лица на данной территории, а зачастую также возможность его трудоустройства, перевода ему пенсии, получения социальной защиты, медицинского обслуживания и др. Р. используется в деятельности коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, прибывшие на заседание любого представительного органа депутаты обязаны зарегистрироваться. При отсутствии должного числа депутатов (кворума) орган не вправе проводить заседание и принимать решения. Р. имеет важное значение в делах, связанных с рассмотрением обращений граждан, т. е. их жалоб, заявлений, предложений, ходатайств. В частности, факт Р. является документальным подтверждением получения обращения. С момента Р. начинается исчисление срока, в течение которого обращение должно быть рассмотрено. В некоторых случаях устанавливаются сроки, истечение которых исключает выполнение соответствующих действий (например, подача кассационной жалобы на судебное решение, заявление претензий на наследство и др.). Но поданное лицом обращение все равно подлежит принятию, Р. и рассмотрению. Другое дело, что шансы на положительное решение в этом случае, хотя уменьшаются полностью и не исключаются (рассмотрение обращения в порядке надзора, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и т. д.). (С. А.)
РЕГЛАМЕНТ - в конституционном праве: нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления. В наши дни каждый такой орган, приступая к работе, начинает с принятия Р. Например, Р. ГД принят 25 марта 1994 г., с этого времени в него вносились многочисленные изменения и дополнения. 22 января 1998 г. ГД приняла новый Р. Ныне функционирующий СФ принял Р. 23 января 1996 г. В дальнейшем палаты ^вносили в Р. изменения и дополнения. По юридической силе Р. имеет значение закона, т. е. его нельзя рассматривать как сугубо внутренний акт палаты ФС, законодательного собрания субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления. Р. - обычно комплексный нормативный акт. Так, в Р. СФ включен следующий круг вопросов: органы и общий порядок работы СФ (общие положения; Председатель СФ, заместители Председателя СФ; Совет палаты: комитеты и комиссии СФ; Аппарат СФ; порядок проведения заседаний СФ; порядок формирования повестки дня заседания СФ; порядок голосования и принятия решений; контроль за использованием электронной системы; порядок подготовки "правительственного часа"; парламентские слушания); участие СФ в законодательной деятельности (порядок рассмотрения СФ федеральных законов, принятых ГД; порядок преодоления возникших разногласий между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов; порядок повторного рассмотрения СФ федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; порядок рассмотрения СФ федеральных конституционных законов; порядок рассмотрения поправок к Конституции РФ; осуществление СФ права законодательной инициативы); порядок рассмотрения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению СФ (порядок утверждения изменения границ между субъектами РФ; порядок утверждения указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; порядок решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; порядок назначения выборов Президента РФ; порядок рассмотрения СФ вопроса об отрешении Президента РФ от должности; порядок назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ; порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; порядок назначения на должность и освобождения от должности членов Центральной избирательной комиссии РФ; порядок рассмотрения вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества; порядок проведения консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей; порядок подготовки, рассмотрения и принятия обращения СФ в Конституционный Суд РФ; порядок утверждения и внесения изменений и дополнений в Регламент). Р. ГД включает следующие вопросы: общие положения; внутреннее устройство и органы ГД (Председатель ГД; первый заместитель Председателя ГД; заместители Председателя ГД; Совет ГД; депутатские объединения; комитеты и комиссии ГД); общий порядок работы ГД (начало работы ГД; порядок проведения заседаний ГД; парламентские слушания; мероприятия в ГД; работа депутатов с избирателями; обеспечение деятельности ГД; порядок голосования и принятия решений; контроль за использованием электронной системы); законодательная процедура (порядок внесения законопроектов в ГД и их предварительное рассмотрение; порядок рассмотрения законопроектов ГД; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных СФ; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ); порядок рассмотрения ГД вопросов, отнесенных к ее ведению (дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями ГД и Центрального банка РФ (Банка России); порядок выдвижения ГД обвинения против Президента РФ; объявление амнистии; порядок назначения на должность членов Центральной избирательной комиссии РФ); внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество (порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов; ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ выражено в форме федерального закона; международные связи ГД; порядок консультаций с комитетами ГД при назначении и отзыве дипломатических представителей); обращения в Конституционный Суд РФ; заключительные положения. Следует обратить внимание на обиходное понимание термина "Регламент" как совокупности правил, относящихся к проведению собрания или заседания и касающихся продолжительности доклада, содоклада, выступления в прениях и т. п. Правила, касающиеся порядка проведения заседаний представительных органов, обязательно включаются в их Р. Однако, как можно видеть из приведенного выше текста, они составляют лишь малую часть содержания Р. (С. А.)
РЕЖИМ - термин, употребляемый в праве в ряде словосочетаний с различными значениями. Например, существует понятие "правовой Р." - применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений. Понятие "политический Р." используется при определении соотношения конституционно-правовой основы общественных отношений и их фактического состояния. Конституционное и международное право говорят о Р. иностранных граждан и лиц без гражданства (а также иностранных юридических лиц) на территории государства. В связи с этим могут устанавливаться: национальный Р. - при нем иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в равном объеме с гражданами данного государства или с определенными изъятиями, устанавливаемыми законами государства или его международными договорами; Р. наибольшего благоприятствования -- когда государства договариваются о том, что их граждане на территории друг друга будут иметь более широкие права или возможности, чем граждане третьих государств; дипломатический Р. - особый статус лиц. обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе освобождение их от ответственности по законам данного государства. (С. А.)
РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - совокупность методов и способов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагируя на происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде наиболее важные процессы и изменения, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. О характере режима в той или иной стране могут свидетельствовать разнообразные факторы: способ и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения компетенции между различными органами и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур: степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др. Как показывает политическая практика, стоящий у власти слой или класс во всех странах неизбежно вырабатывает два метода борьбы отстаивания своего господства, то сменяющих друг друга, то переплетающихся в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия и, во-вторых, метод "либерализма" - метод расширения политических прав граждан, метод уступок. В зависимости от того, какой из них в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный"). (М. М.)
РЕЗЕРВНЫЕ ДЕПУТАТЫ - лица, избранные в состав представительного органа, участвующие в его работе, а также в работе комитетов и комиссий представительного органа, в обеспечении контактов с избирателями и объединениями граждан, однако не обладающие правом решающего голоса при принятии органом решений. Как правило, система избрания Р. д. выглядит следующим образом. Территория, на которой действует представительный орган, делится на несколько многомандатных избирательных округов. От каждого округа избирается не более 5 депутатов, а выдвигается кандидатов, например, 8. Все они включены в один избирательный бюллетень. Избиратель вычеркивает в бюллетене тех кандидатов, против которых голосует. Все кандидаты, получившие более определенной планки голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считаются избранными. Но поскольку по округу должно быть избрано твердо установленное число депутатов, те из кандидатов, которые набрали голосов больше остальных, становятся основными депутатами, остальные из избранных - резервными депутатами. Система избрания Р. д. может быть и такой: в представительный орган надо избрать определенное число депутатов, например, 21; вся территория представительного органа является единым избирательным округом, по которому выдвигаются кандидаты в депутаты. Допустим, кандидатов выдвинуто 28. При выборах избиратели вычеркивают кандидатов, против которых голосуют. Избранными в представительный орган считаются те кандидаты, которые преодолели определенную планку. Допустим, все 28 кандидатов набрали необходимое число голосов. Тогда 21 кандидат, набравший больше голосов, чем остальные, становятся основными депутатами, остальные 7 будут Р. д. Правда, в будущем этот вариант не может быть использован. Федеральный закон 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не разрешает избрание в многомандатном округе более пяти депутатов. Если кто-то из основных депутатов выбывает, его место занимает Р. д. Первым на мандат претендует тот из Р. д., который на выборах получил больше голосов, чем остальные. Институт Р. д. использовался в РФ на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в 1995-1996 гг. (С. А.) РЕПАТРИАЦИЯ - возвращение на (историческую) родину лиц, в силу различных обстоятельств оказавшихся вне ее. Наиболее типичны случаи Р.: 1) возвращение военнопленных по окончании войны на родину в соответствии с решением властей государства, где они находились в плену, и по согласованию с принимающей стороной сроков и этапов приема военнопленных. Государство, имеющее военнопленных, обязано не препятствовать их возвращению на родину, что предусмотрено Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.; 2) возвращение на родину беженцев, а также перемещенных лиц (последними считаются лица, вывезенные в ходе боевых действий с территории противника, как правило, насильственно, однако для некоторых групп - возможно, по их желанию или согласию, например, пособники чужой армии и администрации). Государство, где находятся такие лица, не вправе чинить препятствий к их возвращению на родину, однако не может и насильственно отправлять их обратно в соответствующее государство, если эти лица подпадают под действие международных документов о беженцах и перемещенных лицах, кроме случаев нарушения ими законодательства данного государства; 3) возвращение на историческую родину (или на ее часть) лиц, предки которых, родители либо они сами проживали на соответствующей территории. Например, после Октябрьской революции 1917 г. и особенно гражданской войны многие лица эмигрировали из России либо оказались за границей в остатках потерпевших поражение белых армий. В связи с геноцидом Турции в отношении армян, проживавших на территории Западной Армении, а также в некоторых городах Турции, оставшиеся в живых армяне оказались в различных странах и частях света. После окончания Второй мировой войны, когда авторитет СССР в мире был весьма высок, многие из этих граждан решили вернуться на родину. Президиум Верховного Совета СССР в 1945-1947 гг. принял ряд указов о восстановлении в гражданстве и возвращении в СССР указанных категорий лиц. В отличие от случаев единичного возвращения при Р. имеет место, как правило, довольно массовое возвращение лиц на родину. (С. А.)
РЕФЕРЕНДУМ - голосование всего народа государства или населения какой-либо территории по важному вопросу жизни государства или соответствующей территории. Голосование на Р. - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулированы) вопрос(ы) Р. и варианты голосования - "за" и "против" либо "да" и "нет". Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой. В зависимости от того, на какой территории Р. проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным). В Российской Федерации - это, соответственно, Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р., т. е- проводимый на территории муниципального образования. Исходным документом по вопросам Р. является Федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Р. граждан РФ 1997 г. Субъекты РФ принимают свои законы о Р. Р. по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные. Императивным считается Р., результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым Р. Консультативным является Р., результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на Р., ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный Р. именуют также опросом народа, населения. (С. А.)
РЕСПУБЛИКА - см.: форма государства. Форма государственного устройства. Форма правления. Парламентарная республика. Президентская республика. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - понятие российского конституционного лексикона. Используется в ст. 1 Конституции РФ, которая гласит, что РФ - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с Р. ф. п. Означает принадлежность народу всей полноты власти в стране; избрание народом для осуществления государственной власти и власти местного самоуправления соответствующих органов; невозможность получения власти в порядке ее наследования либо захвата или присвоения власти. (С. А.)
РЕФЕРАТ - структурное подразделение органа управления в некоторых зарубежных странах (например, ФРГ). (С. А.)
РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" 1995 г. - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый гражданин обладает одним голосом и участвует в нем лично. Участие в Р. РФ является свободным; контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В Р. РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения. Не имеет права участвовать в Р. РФ гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание (КС) принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. На Р. РФ не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъекта РФ; 2) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ, Совета Федерации (СФ), а равно проведения досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы (ГД) или досрочного формирования СФ либо отсрочка таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3-х месяцев после их отмены. Повторный Р. РФ не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию формулировкой вопроса. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: 1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на • участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10% из них - эта инициатива реализуется путем сбора подписей граждан; 2) КС РФ. Сбором подписей занимается инициативная группа, образованная гражданами или общественными объединениями и зарегистрированная избирательной комиссией одного из субъектов РФ. Подписные листы передаются ею в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ вместе с формулировкой вопроса, предлагаемого на Р. РФ. Эта комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания (ФС) и инициативную группу. КС принимает решение о вынесении на Р. РФ проекта новой Конституции РФ большинством от общего числа членов КС. Решение КС о проведении референдума по проекту новой Конституции РФ направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты ФС. Р. РФ в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ. Согласно закону, до принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения Конституционного Суда РФ все процедуры, предусмотренные законом, прекращаются. Президент издает указ о назначении Р. РФ, в котором определяет дату его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с Р. РФ проведение каких-либо выборов. В бюллетене для голосования на Р. РФ точно воспроизводится текст вынесенного на него вопроса и указываются варианты волеизъявления словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на Р. РФ нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются. В бюллетене также должно содержаться разъяснение о порядке заполнения. Если на Р. РФ выносится проект закона, ЦИК РФ, выступающая как центральная комиссия референдума, решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается изменить или отменить. В ином случае тексты вывешиваются в помещении каждого участка для голосования. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "за"; если - против, знак ставится в квадрате под словом "против". Р. РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. Число проголосовавших устанавливается по количеству бюллетеней установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Решение считается принятым на Р. РФ, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на Р. РФ выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Результаты Р. РФ определяет Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня его проведения. Принятое на Р. РФ решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее 3-х дней после определения его результатов. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) указанной Комиссией, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на нем. Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом Р. РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. (С. А.)
РЕФЕРЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 1, 2 И 3-ГО КЛАССА - один из пяти квалификационных разрядов, установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Присваивается государственным служащим, замещающим младшие государственные должности. Следующие разряды (по восходящей): советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса; советник РФ 1, 2 и 3-го класса; государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса и действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса. (С. А.)
РЕШЕНИЕ - 1) обобщенное наименование правовых актов, принимаемых различными органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами; 2) вид правовых актов, принимаемых в настоящее время представительными органами местного самоуправления (думами, собраниями представителей, советами и др.), в предшествующий период - местными Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами. (•С. А.)
РОЗЫСК - комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами органов предварительного следствия, дознания и органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность по установлению места нахождения скрывающихся от расследования или суда обвиняемых (подсудимых) и уклоняющихся от отбывания наказания или сбежавших из мест лишения свободы осужденных, а также лиц, пропавших без вести. Р. осуществляется по инициативе должностного лица, в производстве которого находится конкретное уголовное дело (следователя, лица, ведущего дознание, суда либо по указанию прокурора); по решению начальника учреждения, исполняющего наказания, а равно и по запросу другого российского органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Р. может быть местным (по месту жительства скрывающегося обвиняемого или осужденного), региональным (на определенной территории за пределами места жительства разыскиваемого) и общегосударственным, выполняемым органами внутренних дел. (К. Г.)
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА - понятие, известное в международном праве, некоторых гуманитарных науках и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В принятой 8 декабря 1995 г. Государственной Думой Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам говорится, что Российская Федерация рассматривает Р. д. всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами РФ и признающих свою духовную или культурно-этническую связь с РФ или любым из ее субъектов (см. также: Российский соотечественник). (С. А.)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ) - согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия - равнозначны (ст. 1 Конституции). Прежнее наименование государства - РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Наименование "Российская Федерация (Россия)" введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. - включено в Конституцию. Россия как федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции): республик (21), краев (6), областей (49), городов федерального значения (2), автономной области (1), автономных округов (10). Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и, соответственно, конституцией, уставом субъекта; может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 66 Конституции РФ). Как государство РФ имеет все необходимые атрибуты (символы) - государственные флаг, герб, гимн. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Столица - г. Москва. РФ имеет единое гражданство. Оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (Закон 1991 г. о гражданстве РФ с изменениями 1993 и 1995 гг.). Территория РФ включает территорию субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)
РОССИЙСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК - понятие, вошедшее в обиход после распада СССР и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В последнее время Президент РФ, Государственная Дума (ГД), Правительство РФ издали ряд документов, направленных на поддержку Р. с. и российской диаспоры в зарубежных странах. Эта задача стала особенно актуальной потому, что за пределами РФ после упразднения СССР осталось примерно 25 млн. русских, большое число лиц, относящихся к другим титульным нациям в РФ, а также иных лиц, для которых русский язык является родным и связи с Россией имеют важное значение. 8 декабря 1995 г. ГД приняла Декларацию о поддержке российской диаспоры и о покровительстве Р. с., в которой говорится, что Российская Федерация "рассматривает как российских соотечественников всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами Российской Федерации и заявивших явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или любым из субъектов Российской Федерации и подтвердивших эту связь". В РФ принят ФЗ от 5 марта 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Он исходит из того, что: РФ - правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР; институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности; отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики РФ; защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами; соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности; советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти РФ и субъектов РФ; деятельность РФ в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ с учетом законодательства государств проживания соотечественников. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием "соотечественники за рубежом" по данному ФЗ подразумеваются: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства. Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством РФ образца. Цели государственной политики РФ в отношении соотечественников заключаются в оказании им государственной поддержки и помощи в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права: свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал; устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с РФ, получать информацию из РФ; создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности; участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях; участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и РФ; осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в РФ. Соотечественники - граждане РФ, проживающие за границей, имеют такие же права, как и граждане РФ, проживающие в РФ, реализуемые с учетом специфики их проживания за рубежом. Отношения с иными соотечественниками строятся с учетом обладания ими гражданством других государств или состояния безгражданства, РФ оказывает различную поддержку этим категориям лиц в рамках законов. Во время пребывания на территории РФ соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ стимулируют сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством РФ и законодательством иностранных государств. Указанные органы государственной власти могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров РФ и в соответствии с законодательством РФ. (С. А.)
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО - в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.) - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Создание Р. а., его реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Р. а. возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Однако следует иметь в виду, что руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Существуют следующие Р. а.: авиационно-космическое; по боеприпасам; по обычным вооружениям; по системам управления; по судостроению; по государственным резервам; статистическое; дорожное; правительственной связи и информации при Президенте РФ. (С. А.)
РСФСР - аббревиатура, т. е. сокращенное наименование нашего государства с января 1918 по декабрь 1991 гг. В период с октября 1917 по январь 1918 гг. в документах органов советской власти можно встретить наименования: Российская Республика, Российская Советская Республика (Советская Российская Республика), Российская Социалистическая Советская Республика. Федеративным государством Россию провозгласил III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 (12) января 1918 г. и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики" от 28 (15) января 1918 г. В последнем документе говорилось: "Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов". Таким образом, с этого времени и существует аббревиатура РСФСР. Ее расшифровка по Конституции РСФСР 1918г. - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Так же называется государство в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г. С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. слова "Советская" и "Социалистическая" поменялись местами, и наименование государства стало: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В связи с упразднением СССР и отказом от концепции советской и социалистической организации власти в России, Верховный Совет РСФСР принял Закон "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" от 25 декабря 1991 г. Оно стало называться "Российская Федерация - Россия". 21 апреля 1992 г. это наименование нашло отражение в Конституции РФ, а затем и в действующей Конституции РФ 1993 г. (С. А.)
РОССИЯ - см.: Российская Федерация. РОТАЦИЯ - частичное обновление (переизбрание) состава парламента или палаты парламента по истечении определенного периода времени его деятельности. Например, Сенат (верхняя палата) во Франции избирается сроком на 9 лет и обновляется на 1/3 каждые три года. В США сенаторы избираются сроком на 6 лет и каждые два года обновляется 1/3 состава палаты. Совет штатов индийского парламента имеет срок полномочий 6 лет и обновляется на 1/3 каждые два года. Федеральный сенат - верхняя палата Национального конгресса бразильского парламента - состоит из сенаторов, избираемых сроком на 8 лет; обновление палаты происходит каждые 4 года: сначала на 1/3, затем на 2/3. Палата советников - верхняя палата японского парламента - избирается сроком на 6 лет, и каждые 3 года половина состава переизбирается. Естественно, Р. затрагивает тех парламентариев, срок полномочий которых истек. (С. А.)
РУАНДА (Руандийская Республика) - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 1 июня 1962 г. Столица - г. Кигали. Административное деление: 10 префектур, которые делятся, в свою очередь, на коммуны. Действующая Конституция принята 5 мая 1995 г. переходным парламентом. Противостояние двух этнических групп - хуту и тутси - вылилось в октябре 1990 г. в вооруженный конфликт и массовые убийства мирных граждан с обеих сторон. В соответствии с мирными соглашениями, подписанными в августе 1993 г. в танзанийском г. Аруша, на временные органы власти возлагалась ответственность за создание условий для мирного урегулирования конфликта и перехода к демократическому режиму в течение двух лет. Начатый процесс мирного урегулирования вскоре был нарушен. В апреле 1994 г. самолет с Президентом страны Ж. Хабиаримана был сбит повстанцами. 9 апреля 1994 г. кризисный комитет, созданный руандийской армией, назначил председателя парламента Т. Синдикубвабо временным Президентом страны. Однако 17 июля 1994 г. Руандийский патриотический фронт назначил Президентом сроком на 5 лет Пастера Бизимунгу, выходца из народности хуту, представляющей большинство населения страны. Одновременно было сформировано Переходное правительство национального единства. В ноябре 1994 г. созван временный парламент - Переходное национальное собрание, - состоящий из 70 депутатов. Срок их полномочий - 5 лет. (А. К.)
РУМЫНИЯ (до 1989 г. - Социалистическая Республика Румыния) - государство на юго-востоке Европы. Независимость и суверенитет государства провозглашены парламентом Р. 9 (21) мая 1877 г. в результате освобождения балканских народов от господства Османской империи. 1 декабря 1918 г. образовано единое румынское национальное государство в результате объединения Трансильвании с Румынией (1 декабря отмечается национальный праздник - Национальный день Румынии). Столица - г. Бухарест. Административное деление -- 40 уездов (джудет) и муниципия Бухарест. приравненная по статусу к уезду. Действует Конституция от 22 ноября 1991 г.. одобренная всенародным референдумом 8 декабря 1991 г. (заменила прежнюю Конституцию 1965 г.). Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. В случае нарушения президентом Конституции предусмотрена процедура временного отстранения от власти путем голосования обеих палат парламента либо снятия с должности путем ре4зерендума. Двухпалатный парламент состоит из Сената (143 сенатора) и Палаты депутатов (340 депутатов), избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года. Исполнительная власть осуществляется правительством, премьер-министр которого назначается президентом. Правительство утверждается парламентом и подотчетно ему. (А. К.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |