СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я НАГРАДА ГОСУДАРСТВЕННАЯ - см.: Государственная награда. НАДЗОР АДМИНИСТРАТИВНЫЙ - см.: Административный надзор. НАДЗОР КОНСТИТУЦИОННЫЙ - см.: Конституционный надзор. НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ - главное направление деятельности прокуратуры. Его основное содержание заключается в выявлении нарушений предписаний Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, и принятии предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) четко определен круг государственных органов, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, чьи действия и нормативные акты подлежат Н. п. Принято различать отрасли Н. п.: - общий надзор (надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов перечисленными в названном Законе органами и должностными лицами); - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В том же законе конкретно регламентируются средства, используя которые прокурор реагирует на установленные нарушения или незаконные нормативные акты. К таким средствам отнесены: протест (см.: Прокурорский протест), представление (см.: Представление прокурора), постановление (см.: Постановление прокурора), предостережение, требование либо указание. (К. Г.)
НАДЗОР СУДЕБНЫЙ - вытекающая из Конституции РФ (ст. 126 и 127) и осуществляемая в установленных процессуальным законодательством формах деятельность вышестоящих судов по обеспечению надлежащей реализации своих полномочий нижестоящими судами. В судах общей юрисдикции Н. с. поставлен в рамки, определяемые, как правило, соответствующими положениями ГПК РСФСР, УПК РСФСР и КоАП РСФСР, которые регламентируют (наряду с другими вопросами, возникающими при производстве по делам определенных категорий) порядок проверки законности и обоснованности приговоров и иных решений нижестоящих судов. Применительно к гражданским и уголовным делам для такой проверки в названных законах установлены специальные процедуры (см.: Кассация. Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам). Для проверки законности и обоснованности судебных постановлений по итогам рассмотрения материалов об административных правонарушениях имеется свой порядок, закрепленный в КоАП РСФСР. В арбитражных судах Н.с. осуществляется в соответствии с процедурами, предусмотренными АПК РФ. По своему наименованию эти процедуры идентичны с процедурами, используемыми в судах общей юрисдикции, но их содержание существенно отличается (см.: Кассация. Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам}.(К. Г.)
НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - один из регламентируемых процессуальным законодательством способов проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Поводом для начала такого производства могут послужить не только жалобы заинтересованных лиц (осужденного, его защитника, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, их представителя), но и любая другая информация о допущенной судебной ошибке (заявления родственников осужденных, соседей и товарищей по работе, сообщения средств массовой информации и т. д.). Сроки для начала Н. п. с целью отмены обвинительного приговора или применения закона, улучшающего положение осужденного, не ограничены. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу. Завершается Н. п. рассмотрением дела в надзорной инстанции (в судах общей юрисдикции - президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум, а в арбитражных судах - только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ). Рассмотрение производится п о протестам особо уполномоченных должностных лиц (председатели судов общей юрисдикции среднего звена и прокуроры того же уровня, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители). По результатам рассмотрения протеста, например, по уголовному делу, надзорная инстанция вправе вынести одно из следующих постановлений (определений): 1) оставить протест без удовлетворения; 2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; 3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение; 5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Аналогичными полномочиями наделены надзорные инстанции, рассматривающие гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции и арбитражным судам.(К. Г.)
НАДПИСЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ - исходящее от нотариуса и составленное по установленной форме письменное требование о взыскании по подлинному документу, подтверждающему неисполненные обязательства конкретного лица, соответствующих денежных сумм или движимого имущества. Н. и. реализуется непосредственно судебным приставом без проверки в судебном порядке обоснованности претензий кредитора. К Н. и. нередко прибегают при взыскании задолженностей по квартирной плате. (К. Г.)
НАКАЗАНИЕ - в широком смысле слова неблагоприятное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок; в правоприменительной и правотворческой практике - мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Его суть - ограничение или лишение прав и свобод соответствующего лица, а цель - восстановление справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (см. также: Мера -наказания. Арест).(К. Г.)
НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ - одна из характеристик императивного мандата депутата (см.: Депутат). Ее суть состоит в том, что депутат связан волей и поручениями своих избирателей, несет ответственность за их выполнение, обязан отчитываться о своей работе и может быть отозван избирателями, если они считают, что он не оправдывает их доверия. Н. и. воплощают волю избирателей. Это - их поручения общественно значимого характера, которые соответствующий представительный орган (Совет) должен положить в основу своей деятельности. Юридическим фундаментом Н. и. были нормы Конституции СССР 1977 г., конституций союзных и автономных республик, указы и положения о порядке работы с наказами, законы о статусе депутатов. Н. и. вносились, как правило, в период избирательной кампании при встречах кандидатов в депутаты с избирателями. Были попытки установить, что Н. и. вносятся также при отчетах депутатов перед избирателями, однако этот вариант не имел распространения. Принимались Н. и. открытым голосованием избирателей на собраниях-встречах с кандидатами в депутаты. Долгие годы у кандидата не было права отказаться от наказов. Но на последнем этапе (конец 90-х гг.) использования Н. и. законодательство предоставило кандидату право отказаться от принятия такого Н. и., с которым он не мог согласиться. Принятый Н. и. передавался кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета. Эти органы обобщали Н. и., объединяли повторяющиеся и подготавливали план мероприятий по реализации Н. и. Окончательное право принятия или отклонения Н. и. имел соответствующий Совет народных депутатов. Он же утверждал указанный план мероприятий. Таким образом, императивность Н. и. была относительной: нереальные Н. и. Совет мог отклонить. При введении выборов народных депутатов от общественных организаций (1988 г.) были также предусмотрены их наказы депутатам. Н. и. играли определенную конструктивную роль, особенно на местном уровне, помогая депутатам полнее охватить своей деятельностью круг проблем избирательного округа, всей территории Совета. Кроме того, депутаты в большей степени ощущали свою ответственность перед избирателями.(С. А.)
НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ - местный орган Государственной налоговой службы РФ, создаваемый на территории субъекта РФ, города, района. В соответствии с Налоговым кодексом (см. ст. 31-35 Части первой) Н. и. наделены широкими правами и выполняют ряд обязанностей, обеспечивающих эффективное выполнение ими своих функций.(К. Г.)
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ - см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ. НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА - см.: Государственная налоговая служба РФ. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. 31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов: - Общие положения: - Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях; - Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц; - Общие правила по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов; - Налоговая отчетность и налоговый контроль; - Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение; - Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.(К. Г.)
НАМИБИЯ (Республика Намибия, до 1968 г. - Юго-Западная Африка) - государство в Юго-Западной Африке. Независимость провозглашена 21 марта 1990 г. Столица - г. Виндхук. Административное деление: 13 районов. Действующая Конституция принята 9 февраля 1990 г. Глава государства - президент, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок-Парламент- двухпалатный. Национальный совет - верхняя палата - состоит из 26 депутатов (по два от каждого района), избираемых сроком на 6 лет. Национальная ассамблея, состоящая из 72 депутатов, избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им правительством во главе с премьер-министром.(А. К.)
НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА - право совершеннолетних граждан (определенной численности) внести на рассмотрение представительного органа власти или органа местного самоуправления либо соответствующего должностного лица проект их решения или предложение о рассмотрении какого-то важного вопроса, отнесенного к их ведению, об организации народного обсуждения данного вопроса или проведении по нему народного голосования (референдума). Н. и. реализуется сбором подписей граждан, реже - принятием решения о Н. и. на собрании граждан по месту их жительства или работы. Н. и. закрепляется в ряде конституционно-правовых актов. Например, Федеральный конституционный закон о референдуме РФ 1995 г. предусматривает, что инициатива проведения такого референдума может принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ и реализуется путем сбора их подписей. При этом предлагается конкретная формулировка вопросов референдума. Рассмотрев внесенное в порядке Н. и. предложение и получив положительное заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции, Президент РФ назначает референдум. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" 1995 г. ст. 25 "Народная право-творческая инициатива" предусматривает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотвор-ческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения,а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).(С. А.)
НАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ - см.: Обсуждение. НАРОДНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО - 1) принятие государственных законов и местных актов народом путем голосования на референдуме; 2) подготовка проекта закона или иного нормативного акта и внесение его посредством народной инициативы на рассмотрение компетентного государственного органа или органа местного самоуправления (см. также: Правотворчество ).(С. А.)
НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - система представительных (т. е. избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. С понятием "народное представительство" связаны и система отношений Н. п., т. е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т. д.(С. А.)
НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ - официальное наименование депутатов всех видов представительных органов в СССР по Конституции 1977 г., когда все эти органы являлись политической основой государства. Вместе с тем в наименовании конкретных депутатов отражалась их принадлежность к соответствующему Совету (депутат Верховного Совета СССР, депутат Верховного Совета РСФСР, депутат областного Совета народных депутатов и т. д.). С учреждением Съездов народных депутатов СССР (1988 г.) и РСФСР (1989 г.) избранные в их состав депутаты стали именоваться, соответственно, народный депутат СССР, народный депутат РСФСР.(С. А.)
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ - см.: Контроль. Государственный контроль. НАРОДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - то же, что и депутат. НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - см.:Суверенитет. НАРОДОВЛАСТИЕ - принадлежность всей полноты власти народу. Отражена во многих статьях Конституции РФ, прежде всего - в ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. также: Суверенитет). Власть народа в РФ - это публичная власть: целью ее осуществления является общественное благо (иначе говоря - публичный интерес); она обращена ко всему обществу и каждому его члену; всем доступна (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти). Власть осуществляется: народом в целом, его частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им и производными от последних органами. Власть использует: методы убеждения, воспитания, поощрения, организации населения, а если необходимо - то и принуждения; она осуществляется гласно (открыто), и все ее мероприятия имеют (должны иметь) общественный резонанс. Осуществлять власть - значит управлять делами общества, государства, отдельных территорий, объединений людей; совершать действия и добиваться желаемого поведения (результата) во имя определенных целей. Власть народа (публичная власть) в РФ осуществляется в трех основных формах: 1)Государственная власть, суть которой выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а если необходимо - то и принуждением со стороны государства. В отличие от общественной власти она распространяется на всех граждан. Государственная власть осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти (парламентов РФ и субъектов РФ), государственных выборных должностных лиц (Президента РФ, президентов республик и губернаторов других субъектов РФ). Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, делятся на три вида - органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ, ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные соорания, думы и др); исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства); суды. 2) Общественная власть как объединение отдельных групп граждан (нередко массовых) внутри политических партий, иных общественных организаций и движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов, при проведении совместных акций (митинг, собрание, демонстрация и др.). Члены и участники общественных формирований, совместных акций добровольно подчиняются коллективно установленным правилам, опираются на методы общественного воздействия. Даже если здесь и прибегают к принуждению, оно исходит не от государства и его органов. Оно состоит в организационных мерах (исключение из объединения, общественные порицания и т. п.). 3) Смешанная общественно-государственная форма в виде власти местного самоуправления в городах, районах, волостях (сельских округах, сельсоветах), поселках, селах и деревнях. Местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т. е. управлять своей жизнью и делами на соответствующей территории. Оно реализуется на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства либо на местных референдумах. Вопросы местного характера могут решаться избранными представительными органами местного самоуправления (соответственно, дума, собрание депутатов, представителей) и должностными лицами местного самоуправления (главы муниципальных образований и др.)- При решении вопросов чисто местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем согласно Конституции (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой. Совокупное осуществление двух видов задач и делает власть местного самоуправления смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа в РФ.(С. А.)
НАТУРАЛИЗАЦИЯ - приобретение гражданства государства иностранным гражданином или лицом без гражданства путем подачи ходатайства на имя главы государства или иного высшего органа государственной власти. В отличие от лиц, становящихся гражданами государства в силу рождения, тех, кто приобретает гражданство по ходатайству, в литературе порой называют натурализованными гражданами. С точки зрения прав, свобод и обязанностей разницы между названными категориями граждан, как правило, нет. Однако некоторые исключения возможны: например, в отдельных странах право занимать должность на государственной службе, избираться на выборную должность или депутатами натурализованным гражданам предоставляется по истечении определенного срока после приобретения гражданства. В Российской Федерации в прямой форме данного правила нет, но в косвенной форме оно как бы присутствует. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Следовательно, если иностранец, только что приобретший гражданство РФ, решит баллотироваться в российские президенты, ему придется выждать указанный срок. Аналогичные правила установлены и в некоторых субъектах РФ. "Натурализация" является понятием науки конституционного и международного права, но может употребляться и в законодательстве. В Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 г. он не используется. Этот способ приобретения гражданства РФ Закон называет приемом в гражданство (см.: Гражданство. Приобретение гражданства Российской Федерации).(С. А.)
НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ - совещательные органы, образованные при Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ и в Генеральной прокуратуре РФ. Они состоят преимущественно из представителей юридической науки и практиков высокой квалификации. Основная их задача - выработка рекомендаций по сложным вопросам, возникающим в деятельности соответствующих органов.(К. Г.)
НАУРУ (Республика Науру) - островное государство в юго-западной части Тихого океана. Бывшая подопечная территория Лиги Наций и ООН под управлением Австралии. Независимость провозглашена 31 января 1968 г. Ассоциированный член Британского Содружества. Официальной столицы нет. Резиденция правительства - в округе Мененг, правительства и парламента - в округе Ярен. Административное деление: 8 округов. Действующая Конституция принята в 1968 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается парламентом на три года. Законодательная власть осуществляется Законодательным советом, состоящим из 18 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 3 года. Правительство - Государственный совет - возглавляется президентом, который назначает министров из числа депутатов (всего - 5 министров). Продолжает функционировать На-уруанский местный правительственный совет, в компетенцию которого входят, в частности, вопросы распределения доходов от продажи бокситов, управления морским портом и рыболовной корпорацией.(А. К.)
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - переход (перевод) материальных объектов из частной и(или) иных негосударственных форм собственности в государственную собственность с выплатой собственнику компенсации или без таковой. Н. осуществляется принятием акта государственного органа, который может касаться как отдельных отраслей в целом, так и конкретных предприятий. В России Н. в массовых масштабах проводилась после Октябрьской революции 1917 г., особенно в 1918- 1922 гг., что соответствовало идеологии победившего строя, отвергавшего частную собственность и признававшего своим экономическим фундаментом общественную (общенародную) собственность, которой от имени народа управляет государство, как раз и становящееся субъектом собственности. В принципе Н., хотя и не в массовых масштабах, возможна в государствах с приматом частной собственности. Она проводится в том случае, если при нахождении в частных руках отрасль или предприятие становится убыточным, закрывается. Но поскольку на предприятии занято много рабочих рук (например, угольная промышленность) либо отрасль важна для экономики страны в целом (например, отдельные виды транспорта), государство национализирует предприятие, отрасль и своими инвестициями поддерживает их функционирование.(С. А.)
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - понятие, употреблявшееся Конституцией СССР 1977 и Конституцией РСФСР 1978 гг. В принципе - то же самое, что и государственное устройство. Но включение в данное понятие "национального" нюанса как бы в большей мере подчеркивает, что данное государство является многонациональным, что национальные особенности учитываются в его устройстве, и государство уделяет повышенное внимание своей национальной политике.(С. А.)
НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО - понятие, используемое в конституционном, а также международном праве. Например, согласно п. "в" ст. 71 Конституции, в ведении РФ находятся "регулирование и защита прав национальных меньшинств", а согласно п. "б" ст. 72, в совместном ведении РФ и ее субъектов - "защита прав национальных меньшинств". Понятие "национальное меньшинство" пока не определено в российском законодательстве, хотя проект соответствующего федерального закона существует в Государственной Думе. По этому проекту Н. м. признаются граждане РФ, которые не имеют на территории РФ своих национально-государственных или национально-территориальных образований и не относятся к коренным малочисленным народам. По докладу Женевского совещания экспертов СБСЕ (1991 г.). Н. м. может быть как компактно проживающая этническая общность в составе суверенного государства, имеющая свое национально-государственное или иное образование, так и рассредоточенно живущие лица некоренной национальности. Но основным для Н. м. следует считать не столько степень его организованности, сколько необходимость защиты от дискриминации и нарушения его гражданских, политических и иных прав. В Российской Федерации государство конституционно закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности.(С. А.)
НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - избирательная единица, создававшаяся на выборах народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 гг. (см.: Съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов РСФСР. Избирательный округ).(С. А.)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Автономный округ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - один из видов режима, устанавливаемых в государстве применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства (другими являются дипломатический режим и режим наибольшего благоприятствования). Суть Н. р. заключается в том, что иностранцам и лицам без гражданства предоставляются - за определенными изъятиями- те же права и свободы, на них возлагаются те же обязанности, что и в отношении собственных граждан. Понятие "национальный режим" не всегда используется в законодательстве государств, однако соответствующие правила в нем все равно существуют. Конституция РФ, не используя данного понятия, тем не менее содержит основу его применения в стране. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В частности, иностранцы и лица без гражданства не пользуются избирательными правами (хотя возможно предоставление им таких прав при муниципальных выборах и референдумах), не участвуют в политической жизни и деятельности политических партий и движений, не могут состоять на государственной службе, не несут воинской обязанности.(С. А.)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - см.: Суверенитет. НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ - неспособность физического лица в силу возраста или психического состояния своими действиями приобретать юридические права, возлагать на себя обязанности. В избирательном праве - невозможность участия в выборах (т. е. избирать и быть избранным) по решению суда о признании гражданина недееспособным. (С. А.)
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ - принятие решения соответствующей избирательной комиссией, констатирующего многочисленные нарушения избирательного закона в ходе голосования, что не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае объявления недействительности выборов повторные выборы должны быть проведены по истечении времени, указанного в законе, с выдвижением заново кандидатов в депутаты или на выборную должность. Возможно полное или частичное переформирование состава избирательных комиссий. Например, при выборах депутата Государственной Думы (ГД) по одномандатному избирательному округу окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными не менее чем на четверти избирательных участков, а также по решению суда. При выборах по федеральному избирательному округу выборы признает недействительными ЦИК РФ, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными не менее чем на четверти избирательных участков либо итоги голосования по федеральному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов, а также по решению суда. Кроме того, ЦИК РФ может признать выборы недействительными и в любом одномандатном избирательном округе. В каждом случае решение о проведении повторных выборов принимает ЦИК РФ. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, но не более чем на треть. ЦИК РФ может ставить в судебном порядке вопрос о расформировании ранее созданных тех или иных избирательных комиссий. По указанному выше основанию ЦИК РФ вправе признавать недействительными и выборы Президента РФ. Но повторные выборы в этом случае назначает не ЦИК РФ, а Совет Федерации. Они проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов. Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. устанавливает сокращение сроков всех избирательных действий на треть (это обязательное правило), но не предусматривает возможного переформирования избирательных комиссий. Зато указано, что кандидаты на должность Президента, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть выдвинуты вновь.(С. А.)
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ - гарантируемая Конституцией РФ (ст. 120) и другими законами возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона по внутреннему убеждению без какого бы то ни было давления, вмешательства или иного воздействия извне. Н. с. - одна из коренных основ судебной власти. Она обеспечивается с помощью многих средств. В частности, предусмотренной федеральным законом процедурой разбирательства судебных дел; запретом под угрозой ответственности, вплоть до уголовной, вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; мерами по достаточному обеспечению материальных и социальных потребностей судьи. Гарантии Н. с. распространяются и на заседателей (нарооны-г, присяжных и арбитражных) в период исполнения ими своих обязанностей по участию в разбирательстве гражданских и уголовных дел.(К. Г.)
НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - субъект РФ, входит в Архангельскую область. Статус Н.а. о. определяется Конституцией РФ и Уставом Н. а. о., который принят Собранием депутатов Н. а. о. 11 сентября 1995 г. и действует с изменениями от 1 марта и 9 августа 1996 г. В плане административно-территориального устройства в состав Н. а. о. входят город окружного подчинения Нарьян-Мар - административный центр Н. а. о., рабочие поселки и сельсоветы. Согласно Уставу, органом представительной законодательной власти Н. а. о. является Собрание депутатов - окружное Собрание в количестве не менее 15 депутатов, которое избирается населением округа на срок 4 года. Конкретное количество депутатов, в том числе работающих на постоянной основе, определяется Законом о выборах Н. а. о. Депутаты, работающие на постоянной основе, образуют Палату законодательных предположений, Положение о которой утверждается Собранием депутатов. Собрание депутатов принимает Устав и законы Н. а. о., утверждает его бюджет, устанавливает налоги, сборы, пошлины и иные платежи, порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, решает другие вопросы, отнесенные к его ведению, в том числе утверждает по представлению главы администрации округа схему управления округом и структуру администрации, заслушивает ежегодные доклады главы администрации о его деятельности и деятельности исполнительного органа государственной власти округа, согласовывает с главой назначение его заместителей, руководителей органов социальной защиты, управления финансами и имуществом округа и руководителей других органов администрации в соответствии с окружным законом. Полномочия Собрания депутатов могут быть прекращены досрочно в случае принятия им не менее чем двумя третями голосов решения о самороспуске, а также по итогам окружного референдума, Органом исполнительной власти в округе является администрация округа. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации, избираемый населением сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд. Глава осуществляет руководство деятельностью администрации по всем вопросам социально-экономического развития округа. Глава администрации участвует в работе Собрания депутатов с правом совещательного голоса. Глава ежегодно представляет Собранию депутатов доклад о своей деятельности и деятельности исполнительной государственной власти округа. Глава подписывает и обнародует законы округа. Он обладает правом отлагательного вето, однако повторно принятый закон в обязательном порядке подписывается главой, поскольку в случае необнародования и неотклонения закона в установленный срок закон обнародуется Собранием депутатов и вступает в законную силу. В случае нарушения Конституции РФ, федеральных законов, Устава и законов округа на основании вступившего в силу решения суда и незаконности его действий, полномочия главы прекращаются досрочно по решению Собрания депутатов, принятому двумя третями от общего числа депутатов. В Н. а. о.обеспечивается местное самоуправление населения. В Уставе Н. а. о. имеется специальная глава о гарантиях социальных прав и интересов ненецкого народа. Предусматривается, в частности, что органы государственной власти и управления признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма. Образуются территории приоритетного природопользования в интересах ненецкого и других малочисленных народов Севера. Эти народы участвуют в осуществлении власти и местного самоуправления. Вопросы социально-экономического развития ненецкого народа органы государственной власти и управления округа решают с участием ассоциации ненецкого народа "Ясавэй".(С. А.)
НЕПАЛ (Королевство Непал) - государство в Центральной Азии. Столица - г. Катманду. Административное деление: 14 зон, которые делятся на районы. Действующая Конституция провозглашена королем 9 ноября 1990 г. Форма правления - конституционная монархия. 31 января 1972 г. на престол вступил Король Бирендра Бир Бикрам Шах Дев из династии Шах. Королю принадлежит законодательная и исполнительная власть, но пользоваться своими полномочиями король вправе только на основе рекомендаций и с согласия Совета Министров. Двухпалатный парламент состоит из Национального совета и Палаты представителей. Национальный совет формируется из 60 членов, из которых 10 назначаются королем, 35 избираются Палатой представителей, 15 - коллегиями выборщиков от экономических зон. Срок полномочий - 6 лет. Каждые два года состав Национального совета обновляется на одну треть. Он является постоянно действующим органом и не подлежит роспуску. Палата представителей состоит из 205 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Исполнительную власть осуществляют король и Совет Министров. Король назначает премьер-министром лидера парламентского большинства или лидера той партии, которая получила наибольшее число мест. Остальные министры назначаются по рекомендации премьер-министра из числа депутатов (в ноябре 1994 г. таким образом было сформировано однопартийное правительство Коммунистической партии Непала - Объединенной марксистской и ленинской, получившей на выборах 15 ноября 1994 г. 88 из 205 мест в Палате представителей). Правительство должно получить вотум доверия парламента. В случае вынесения вотума недоверия оно уходит в отставку либо король распускает парламент. (В августе-сентябре 1995 г. по этой причине пало коммунистическое правительство).(А. К.)
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - понятие, охватывающее совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления народом в РФ принадлежащей ему власти. Основу Н. д. составляет Конституция РФ, ст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Помимо референдумов и выборов институтами Н. д. являются также народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту их жительства и работы. В науке конституционного права принято делить институты Н. д. на две группы: императивного и консультативного характера. Особенность императивных форм Н. д. состоит в том, что принимаемое народом решение является окончательным, обязательным, никакому последующему утверждению государственных органов или органов местного самоуправления не подлежит (только может официально провозглашаться ими как состоявшееся, принятое). Императивными формами Н. д. являются императивный референдум и выборы депутатов и выборных должностных лиц населением. Особенность консультативных форм Н. д. состоит в том, что выявленная с их помощью воля народа (населения) отражается в решении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления (становится основой такого решения). Однако хотя орган самостоятельно формулирует окончательный текст своего акта, он не может при этом изменить, исказить волю народа(населения). Консультативными формами Н. д. принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициативы (в том числе и право-творческие), петиции. Решения собраний (сходов) граждан в одних случаях носят императивный (например, при выборах органов территориального общественного самоуправления, выдвижении кандидатов в депутаты), в других - консультативный характер (например, при выражении своего мнения по вопросам строительства в микрорайоне или населенном пункте нового объекта, обсуждении сообщения главы муниципального образования и др.). В том же значении, что и "непосредственная демократия", употребляются понятия "прямая демократия", "непосредственное народовластие".(С. А.)
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ - см.: Депутатская неприкосновенность. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - установленный Конституцией РФ (ст. 25) и другими законодательными актами запрет проникать в жилое помещение против воли проживающих в нем лиц. Отступление от этого запрета возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.(К. Г.)
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - в широком смысле слова означает запрет совершать произвольно какие бы то ни было действия, посягающие на жизнь, здоровье, свободу, личную жизнь и другие блага, принадлежащие человеку и гражданину. В законодательстве преобладает более узкое понимание этой категории. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 22), под неприкосновенностью личности подразумевается запрет произвольного задержания, ареста, заключения под стражу и содержания под стражей (см.: Лишение свободы). Совершение таких действий возможно только с соблюдением установленного законом порядка. Конституционные предписания ориентированы на то, что со временем, после создания необходимых условий, свободу личности можно будет ограничивать только по судебному решению.(К. Г.)
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ - ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам. Наиболее детально гарантии Н. с. обозначены в ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., где в отношении судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов сказано: "1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. 2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. 3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. 4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. 5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. 6. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр, личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. 7. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации". Аналогичные гарантии неприкосновенности предусмотрены для судей Конституционного Суда РФ законом об этом суде.(К.Г.)
НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЬИ - положение, в соответствии с которым судья без его согласия не подлежит переводу на другую должность или в другой суд, а предоставленные ему полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке,установленным законом.(К. Г.)
НИГЕР (Республика Нигер) - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 3 августа 1960 г. Столица - г. Ниамей. Административное деление: 7 департаментов, подразделяемых на округа и коммуны. 27 января 1996 г. в результате военного переворота было приостановлено действие Конституции 1992 г., свергнут избранный президент, распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. Совет национального спасения взял курс на стабилизацию внутренней жизни. Действующая Конституция принята 12 мая 1996 г. общенациональным референдумом и вступила в силу 22 мая 1996 г. Глава государства - президент, избираемый прямым всеобщим голосованием только на один срок в 5 лет. Парламент - Национальное собрание - состоит из 83 депутатов со сроком мандата в 5 лет. Правом роспуска парламента обладает только президент. Исполнительная власть осуществляется ответственным перед парламентом правительством, глава которого назначается президентом.(А. К.)
НИГЕРИЯ (Федеративная Республика Нигерия) - крупнейшее по численности населения африканское государство (по оценкам 1997 г. - более 100 млн. чел.) в Западной Африке. Независимость провозглашена 1 октября 1960 г. Столица - г. Абуд-жа (до 1992 г. - г. Лагос). Административное деление - 36 штатов и столичный округ. Страна пережила несколько политических кризисов. В 1963 г. провозглашена республика; в этом же году начались конфликты между регионами, в результате которых восточная часть страны провозгласила независимость и стала называться Биафра. Война федеральных войск с Биаф-рой длилась несколько лет. Основная причина межрегиональных конфликтов - несправедливое распределение доходов от добычи нефти. В 1979г. принята Конституция. 27 августа 1985 г. совершен государственный переворот, свергнувший правительство. Власть в стране перешла Правящему совету вооруженных сил, состоящему из представителей армии и полиции. Провозглашенный Президентом генерал-майор Н. Бабангида взял курс на переход к гражданской форме правления. 3 мая 1989 г. была провозглашена новая Конституция. Однако результаты состоявшихся 12 июня 1993 г. президентских выборов, на которых победил лидер социал-демократической партии М. Абиола, были аннулированы военными под предлогом фальсификации итогов выборов, и переход страны к гражданскому правлению был приостановлен. Череда новопровозглашенных глав государства не обеспечила долгожданной стабилизации в стране. Временный правящий совет, взявший власть в ноябре 1993 г., отменил Конституцию 1989 г. и восстановил Конституцию 1979 г. (с многими изъятиями). Было объявлено о созыве конституционной конференции по выработке новой конституции. Парламент, избранный 4 июля 1992 г., до его роспуска 18 ноября 1993 г. состоял из Сената (91 сенатор) и Палаты представителей (593 депутата). Правительство - Федеральный исполнительный совет, - сформированное в марте 1995 г. военными, провозгласило курс на поэтапную передачу власти гражданскому правительству и выработку новой конститции. (А. К.)
НИДЕРЛАНДЫ (Королевство Нидерланды) - государство в Западной Европе. Член-учредитель Общего рынка и Европейских сообществ (Европейского Союза). Столица - г. Амстердам. Местопребывание парламента и правительства - г. Гаага. Административное деление: 12 провинций, которые состоят из общин и кантонов. Действует Конституция 1983 г., заменившая Конституцию 1887 г.Н.- конституционная наследственная монархия. 30 апреля 1980 г. на престол вступила Королева Нидерландов Бе-атрикс (Беатрикс Вильгельмина Арм-гард) из династии Оранских Нассау. При королеве созывается совещательный орган - Государственный совет, - члены которого назначаются монархом пожизненно из числа бывших депутатов, министров, судей, бизнесменов. В компетенцию Государственного совета входит предварительное рассмотрение законопроектов и решение административных споров. Законодательная власть, состоящая из Первой (верхней) и Второй (нижней) палат, осуществляется совместно монархом, парламентом и Генеральными штатами. Первая палата в составе 75 депутатов избирается членами провинциальных советов сроком на 6 лет с обновлением половины состава каждые три года. Вторая палата, состоящая из 150 депутатов, избирается путем всеобщих прямых выборов на основе пропорционального представительства сроком на 4 года. Правом законодательной инициативы и утверждения правительства обладает Вторая палата. Законы принимаются обеими палатами и направляются королеве на утверждение. Исполнительная власть осуществляется совместно монархом и правительством. Премьер-министр и члены правительства назначаются королевой из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Правительство ответственно перед Генеральными штатами; члены правительства имеют право присутствовать на заседаниях парламента и принимать участие в дискуссиях. Система общих судов состоит из Верховного суда, пяти Апелляционных судов, 19 окружных и около 70 кантональных судов. Система органов административной юстиции представлена специальными судами - Советами, решения которых могут быть обжалованы в Центральный апелляционный совет в г. Утрехте либо в Юридическое отделение Государственного совета.(А. К.)
НИКАРАГУА (Республика Никарагуа) - государство в Центральной Америке. Независимо с 15 сентября 1821 г. Столица - г. Манагуа. Административное деление: 9 регионов, которые делятся на 17 департаментов. Действующая Конституция принята 9 января 1987 г. (поправки - в 1995 г.). По Конституции Н. - республика. В 1912-1926 гг. страна оккупирована войсками США. В 1936 г. Ана-стасио Сомоса захватывает власть и правит безраздельно вплоть до его убийства в 1956 г., после чего страна продолжает находиться под диктатурой клана Сомосы до 1978 г. - начала сандинистской революции. В 1984 г. сандинисты легитимируют свою власть, проведя свободные выборы. Президентом избирается Д. Орте-га. В 1990 г. на фоне разгорающегося движения сопротивления "контрас" сандинисты проигрывают президентские выборы (избрана Виолетта Чаморро). В 1996 г. Президентом избран кандидат правых сил А. Алеман Лакайо. Глава государства - президент, - а также вице-президент избираются всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Конституция налагает на президента некоторые ограничения: президент не может быть избран на два срока подряд; одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз; запрещается выдвигать свою кандидатуру родственникам действующего президента. Президент обладает широкими полномочиями с точки зрения обеспечения стабильности и порядка в стране, включая введение чрезвычайного положения. Законодательный орган - Национальное собрание - состоит из 93 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет. Исполнительную власть осуществляет президент, возглавляющий и формирующий правительство.(А. К.)
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ - государство в юго-западной части Тихого океана. Бывшая "белая колония" Великобритании, получившая в 1907 г. статус доминиона, а в 1947 г. - независимость. Член Британского Содружества. Столица - г. Веллингтон. Административное деление: 10 провинций. Конституция включает Конституционный акт, принятый британским парламентом в 1852 г., а также большое число британских и собственно новозеландских актов. Глава государства - британская королева, назначающая генерал-губернатора сроком на 5 лет. При генерал-губернаторе действует Исполнительный Совет, в который входят министры правительства. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент - Палата представителей, - состоящий из 120 депутатов: 99 членов, избираемых на 3 года по унономинальной мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а также депутатов, избираемых по квоте для коренного населения страны - маори. Правительство во главе с премьер-министром формируется на однопартийной основе. При этом Национальная партия Новой Зеландии и Лейбористская партия чередуются. (А. К.)
НОРВЕГИЯ (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы. Полную независимость обрело в 1905 г. (до 1814 г. - владение Дании, в 1814-1905 гг. - в унии со Швецией). Столица - г. Осло. Административное деление: 19 областей (фюльке), включая г. Осло. Фюль-ке подразделяются на сельские и городские коммуны. Действует с последующими поправками Эйдсволльская Конституция от 17 мая 1814 г. (принята Учредительным собранием в местечке Эйд-сволль как первый шаг к достижению независимости). Форма правления - наследственная конституционная монархия. Престол (с 1990 г.) наследуется как по мужской, так и по женской линии. 21 января 1991 г. на престол вступил Король Норвегии Харальд V из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондер-бург-Глюксбург. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Стортингу, - состоящему из двух палат - Лагтинга и Одельстинга. По существующей избирательной системе на основе пропорционального представительства сроком на 4 года избираются всеобщим прямым голосованием 165 депутатов Стортинга. Затем 1/4 из них избирается самим Стортингом в верхнюю палату - Лагтинг, а остальные депутаты образуют Одельстинг. Парламент избирает сроком на 4 года омбудсмена - уполномоченного по правам человека. Правительство - Государственный совет - формируется королем из парламентского большинства. Правительство не может быть распущено до окончания срока полномочий парламента, хотя премьер-министр может увольнять отдельных министров в ходе частичных реорганизаций правительства. Большинство законопроектов исходит от правительства. Правительство ответственно перед парламентом. При правительстве действует совещательный орган - Полярный совет, - 15 членов которого избираются сроком на 4 года. Его компетенция - содействие решению проблем Крайнего Севера страны. Система общих судов состоит из Верховного суда, в составе которого действует Специальный контрольный апелляционный комитет, судов провинций в пяти крупных городах, окружных и городских судов (около ста). Судебная процедура предусматривает попытку примирения сторон по большинству гражданских дел в Согласительных советах, образуемых при каждом муниципалитете. В Н. существует также большое число специальных судов: по вопросам публичного управления имуществом, по рыболовству, по делам об опеке, по жилищным спорам и т. д. Для пресечения случаев коррупции и злоупотребления властью со стороны высших чиновников, депутатов, судей создан Суд импичмен-та, в который входят десять членов нижней палаты и пять членов Верховного суда.(А. К.)
НОРМА ПРАВА - общеобязательное правило поведения, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта. ГС. А.)
НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА - число избирателей или населения, являющееся основой для создания избирательных округов. Количество избирателей или населения на один территориальный избирательный округ является равным или примерно равным (с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения на определенный процент). Например, при создании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы должно быть равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не оо-лее 15% (см. также: Избирательный округ).(С. А.)
НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ - документ, принимаемый народом на государственном или местном референдуме, компетентным органом государства или местного самоуправления, регулирующий общественные отношения и содержащий нормы права. Н. ю. а. являются конституции, законы; таковыми могут быть постановления парламентов и их палат, указы и распоряжения президентов, постановления правительств, приказы и инструкции министерств, акты органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов федерации, некоторые акты городских и районных дум, иных органов местного самоуправления. Признаком, характеризующим документ как Н. ю. а., является так называемое первичное регулирование общественных отношений, содержание в нем норм права. Юридический акт может быть и актом применения права, т. е. нормативно он не регулирует общественных отношений, не содержит норм права, а направлен на применение таких норм, установленных Н. ю. а. Если в документе есть и нормы права, и ненормативные положения распорядительного характера (например, возложить ответственность за реализацию акта на конкретное лицо; утвердить состав комиссии и т. п.), акт является Н. ю. а. лишь в соответствующей части.(С. А.)
НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА - профессиональное объединение лиц, занимающихся частной нотариальной практикой на территории одного субъекта РФ. Н. п. представляет и защищает интересы нотариусов, содействует развитию частной нотариальной практики, организует стажировку лиц, желающих стать нотариусами, и повышение квалификации уже работающих частных нотариусов, а также выполняет некоторые другие функции. Н. п. - самоуправляющаяся организация. Высшим органом Н. п. является собрание занимающихся частной практикой нотариусов, помощников нотариусов и стажеров. Собрание утверждает уставы Н. п. и избирает правления и президентов, которые действуют в соответствии с предписаниями уставов (см. также: Феберолъ-ная нотариальная палата).(К. Г.)
НОТАРИАТ - специально учрежденные государственные органы, некоторые государственные служащие и занимающиеся частной практикой граждане-профессионалы, уполномоченные совершать нотариальные действия. Государственные органы - это государственные нотариальные конторы, создаваемые Министерством юстиции РФ и его местными органами по согласованию с администрациями субъектов РФ или органами местного самоуправления. Нотариусы, работающие в таких конторах, являются государственными служащими, труд которых оплачивается за счет бюджетных средств. Для них установлены форменная одежда и классные чины. Допускается производство некоторых несложных нотариальных действий служащими других государственных учреждений и органов местного самоуправления (главные врачи лечебных учреждений, командиры воинских частей, начальники учреждений уголовно-исполнительной системы, работники российских консульских учреждений, находящихся на территории других государств, сельские старосты и т. д.). С момента вступления в силу Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 г.) на территории России допускается и поощряется частная нотариальная практика. Такой практикой, как и выполнением функций нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе (государственного нотариуса), могут заниматься граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. При некоторых обстоятельствах срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев. Квалификационный экзамен сдается комиссии, образуемой при местном органе юстиции. Решение такой комиссии может быть обжаловано в Апелляционную комиссию при Министерстве юстиции РФ, а решение последней - в суд. Лицензии выдаются местными органами юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.(К. Г.)
НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - юридически значимые действия, совершаемые нотариусами и имеющие своей целью способствовать охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, граждан и иных лиц. Обширный перечень допустимых Н. д. дан в ст. 35. Основ законодательства о нотариате. Это - не только привычные всем свидетель-ствования верности копий документов и выписок из них, подлинности подписей на документах, но и многое другое: удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте или факта его нахождения в живых, обеспечение доказательств, совершение исполнительных надписей (см.: Надпись исполнительная) и т. д. Все нотариальные действия, так или иначе, имеют отношение к осуществлению правоохранительных функций, оказывают или могут оказать содействие органам, осуществляющим функции такого рода, а равно гражданам и иным лицам в защите их прав и свобод, законных интересов.(К. Г.)
НУЛИФИКАЦИЯ - право не признавать для себя действующими акты вышестоящих органов. Например, в конфедерации государства - члены принимают решения о действии на их территории решений органов конфедерации, а могут и не признавать для себя обязательными их акты.(С. А.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |