СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я УБЕЖИЩЕ - см.: Политическое убежище. УГАНДА (Республика Уганда) - государство в Восточной Африке. Независимость провозглашена 9 октября 1962 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Кампала. Административное деление: 4 области. 8 сентября 1967 г. в У. провозглашена республика. В 1971 г. государственный переворот привел к власти Амина Дада, свергнувшего законного президента Милтона Оооте. Действие Конституции 1967 г. было приостановлено, политические партии - распущены. В 1979 г. свергнута тирания Амина Дада. В 1980 г. М. Оботе вновь становится главой государства, но в 1985 г. его повторно смещает генерал Т. Окелло, который, в свою очередь, был свергнут в январе 1986 г. силами Национальной армии сопротивления. 26 января 1986 г. высшим законодательным органом провозглашен Национальный совет сопротивления, сформированный из лидеров Национальной армии сопротивления и членов правительства. Был взят курс на поэтапное возвращение к гражданскому правлению, учрежден пост президента У., сформирован Кабинет Министров. На состоявшихся 2й марта 1994 г. выборах был сформирован новый парламент - Конституционная ассамблея, - состоявший из 288 депутатов, из которых 214 были избраны всеобщим голосованием, остальные - назначены президентом, общественными организациями и армией. На Конституционную ассамблею была возложена задача подготовки новой Конституции и назначения президентских и парламентских выборов. Одобренная ею 22 сентября 1995 г. Конституция вступила в действие 8 октября 1995 г. По новой Конституции президент У. избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. 27 июня 1996 г. состоялись выборы в парламент - Национальное собрание. При этом 214 депутатов избраны всеобщим прямым голосованием, 62 - коллегией выборщиков. Правительство - Кабинет Министров - возглавляется президентом и премьер-министром. Возобновили свою деятельность политические партии страны и профсоюзы. (А. К.)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 1) обязанность лица, совершившего преступление, ответить за это деяние; 2) допустимые по закону неблагоприятные последствия, в том числе - лишение или ограничение прав и свобод, которые наступают в отношении лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Такие последствия могут выразиться не только в применении меры уголовного наказания, но и в признании виновным в совершении преступления без определения такой меры либо с освобождением от ее реализации. С другой стороны, требование ответа за совершенное преступление не является безусловно обязательным, поскольку закон допускает освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах (небольшая тяжесть содеянного, примирение с потерпевшим при совершении преступления небольшой тяжести впервые, изменение обстановки, истечение сроков давности, акт амнистии, добровольное освобождение похищенного лица, добровольный отказ от участия в незаконном вооруженном формировании и т. д.). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. (К. Г.)
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА - определяемые государством основные направления деятельности по борьбе с преступностью, связанные с использованием возможностей, предоставляемых уголовным законодательством и практикой его применения. У. п. включает в себя усилия как в сфере правотворчества, так и правоприменения (в том числе - совершенствование организации и основ деятельности правоохранительных органов, улучшение их кадровой, материальной и технической оснащенности и т. д.). Формулируются ее направления в различного рода государственно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, утверждаемых ими программах, концепциях, планах мероприятий и других документах). (К. Г.)
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ - см.: Наказание. Мера наказания. Лишение свободы. Мера лишения свободы. Ограничение свободы. Обязательные работы. Исправительные работы.. Арест. УГОЛОВНОЕ ПРАВО - 1) совокупность юридических норм, определяющих преступность деяний и их наказуемость. Главными источниками норм такого рода являются Конституция РФ и Уголовный кодекс РФ; 2) отрасль юридической науки, изучающая содержание уголовно-пра-вовых норм, практику их применения, исторический и зарубежный опыт в данной сфере, а также разрабатывающей пути и средства совершенствования законодательства и соответствующего правоприменения; 3) учебная дисциплина, познание которой позволяет усваивать содержание уголовного-законодательства, практики его применения, соответствующего исторического и зарубежного опыта, достижений науки в данной области. (К. Г.)
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система органов и учреждений, включающая в себя: учреждения, исполняющие наказания (см.: Исправительное учреждение); территориальные органы управления У.-и. с. (такие органы создаются на территориях республик, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; для руководства учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности могут быть образованы специальные органы, подчиняющиеся непосредственно Министерству юстиции РФ); центральные органы управления У.-и. с. Министерства юстиции РФ. В У.-и. с. входят следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Задачами У.-и. с. являются: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на У.-и. с. только законом. Основные вопросы организации и деятельности У.-и. с. регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. (с последующими дополнениями и изменениями). В соответствии с Указом Президента РФ "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 г. ¦ 904 органы и учреждения У.-и. с. после многолетнего вхождения в систему органов внутренних дел изменили свою ведомственную подчиненность. (К. Г.)
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ - орган, призванный обеспечивать исполнение назначаемых приговорами судов наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведением условно осужденных. Для реализации этих полномочий У.-и. и. наделены широкими правами. Например, в целях обеспечения надлежащего исполнения наказания в виде исправительных работ они могут запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток, покидать место жительства в выходные дни либо в период отпуска, посещать определенные места района (города), а также обязать его до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. Основные правовые акты, определяющие организацию и деятельность У.-и. и., - Уголовно-исполнителъный кодекс РФ, одобренное постановлением Правительства РФ Положение об У.-и. и., а также Инструкция о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания, утвержденная приказом МВД РФ от 1 июля 1997 г. (К. Г.)
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, который в сочетании с другим законодательством устанавливает: общие положения и принципы исполнения наказания, применения иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Принят 8 января 1997 г., введен в действие с 1 июля 1997 г. Структура: Общая часть, включающая один раздел (основные положения уголовно-исполнительного законодательства РФ), и Особенная часть, состоящая из семи разделов: исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в .виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих; освобождение от отбывания наказания и помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, контроль за ними; исполнение наказания в виде смертной казни; контроль за условно осужденными. (К. Г.)
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам (см.: Уголовный процесс). Главными источниками таких норм являются Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, ряд других федеральных законов, а также нормы международных договоров РФ. (К. Г.)
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР - основной федеральный закон, регламентирующий производство по уголовным делам (см.: Уголовный процесс). Принят 27 октября 1960 г., введен в действие с 1 января 1961 г. За время своего существования он неоднократно (около 500 раз) подвергался изменениям и дополнениям под воздействием различного рода факторов. Прежде всего это относится к ст. 126 (о подследственности уголовных дел): ее изменяли и дополняли почти сорок раз. Структура: общие положения; возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие; производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; исполнение приговора; пересмотр приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; протокольная форма досудебной подготовки материалов; производство в суде присяжных. (К. Г.)
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ - федеральный закон, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющий, какие деяния опасные для личности, общества или государства признаются преступными, и устанавливающий виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Принят 13 июня 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г. Структура: уголовный закон; преступление; наказание; освобождение от уголовной ответственности и от наказания; уголовная ответственность несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против военной службы; преступления против мира и безопасности человечества. (К. Г.)
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС - 1) осуществляемая в установленном законом и иными правовыми актами порядке деятельность (система действий) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и применению к ним мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью многообразные правовые отношения между всеми органами и лицами, участвующими в ней; 2) отрасль юридической науки, изучающая У. п. В значительной мере - это наука о гарантиях прав и свобод личности и об обеспечении правомерных интересов общества и государства в ходе борьбы с преступностью. Познавая отечественный, исторический и зарубежный опыт, она разрабатывает рекомендации по совершенствованию соответствующего законодательства и практики его применения: 3) учебная дисциплина, дающая полные сведения об уголовно-процессуальном праве и достижениях науки о нем. (К. Г.)
УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК - одна из служб системы органов внутренних дел, призванная обеспечивать выявление и расследование, как правило, тех преступлений, в отношении которых должно производиться предварительное следствие. К ведению У. р. отнесены все преступления, кроме тех, которыми по закону должны заниматься другие службы органов внутренних дел (по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков), а также подразделения прокуратуры, ФСБ, ФСНП и др. (см.: Предварительное следствие. Дознание. Оперативно-розыскная деятельность). Подразделения У. р. входят в состав криминальной милиции (см.: Милиция) и имеются практически во всех территориальных органах милиции. Центральным органом является Главное управление У. р. МВД РФ. Основные задачи подразделений У. р. - осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, производство дознания в виде неотложных следственных действий, а также розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов или без вести пропавших. (К. Г.)
УДМУРТИЯ (Удмуртская Республика) - государство в составе РФ, согласно ее Конституции, принятой Верховным Советом У. 7 декабря 1994 г. Государственные языки - русский и удмуртский языки. Столица - г. Ижевск. Согласно Конституции, государственную власть в У. осуществляют Государственный Совет (ГС) У., правительство и суды У. ГС У. является высшим представительным, законодательным и контрольным органом. Избирается сроком на 4 года. Структура ГС У., порядок его деятельности и количество депутатов, в том числе работающих по желанию на постоянной основе, определяются Законом о ГС У. К ведению ГС У. относятся: принятие Конституции У. и внесение в нее изменений; утверждение государственной символики, учреждение государственных наград и установление почетных званий У.; определение внутренней и внешней политики У.; законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, местных налогов и сборов, а также других отношений в соответствии с полномочиями У.; установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства У., образование новых районов и городов; утверждение республиканских программ экономического и социального развития, республиканского бюджета, осуществления контроля за ходом выполнения программ и бюджета, утверждение отчетов об их выполнении; избрание и освобождение от должности председателя ГС У. и его заместителей; принятие решений о проведении республиканского референдума; назначение по представлению председателя ГС У. председателя правительства У., а также по представлению председателя правительства У. - его заместителей, министров финансов и внутренних дел; выражение недоверия правительству У., что влечет его отставку в полном составе; избрание судей, согласование кандидатуры Прокурора У.; назначение выборов депутатов ГС У. и органов местного самоуправления; образование внебюджетных и валютного фондов У., утверждение их руководителей и отчетов об их исполнении; утверждение состава Центральной избирательной комиссии У.; отмена постановлений и распоряжений правительства У., противоречащих Конституции и законам У.; осуществление контроля за соблюдением Конституции и законов У., а также федеральных законов на территории У.; регистрация уставов о местном самоуправлении; официальное толкование законов У.; объявление чрезвычайного положения на территории У. либо в отдельных ее местностях и др. У. - одна из немногих республик в составе РФ, где не учрежден пост президента. Некоторые полномочия, обычно характерные для президента, в этой республике осуществляет председатель ГС У. Вместе с тем он выполняет организационные функции в ГС У. По Конституции У. председатель ГС У. является высшим должностным лицом и представляет У. внутри страны и в международных отношениях. Он осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению ГС У.; подписывает законы и другие акты У., принимаемые ГС У.; представляет ГС У. не реже одного раза в год доклады о положении дел в У. и выполнении своих полномочий как высшего должностного лица; представляет ГС У. кандидатуры для назначения на должности председателей правительства У., Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда У., а также для согласования - кандидатуру прокурора У.; ведет переговоры и подписывает договоры с другими субъектами РФ и иностранными государствами; объявляет чрезвычайное положение на территории У. либо в отдельных ее местностях с последующим немедленным (в течение суток) созывом ГС У.; награждает государственными наградами У., присваивает почетные звания У.; может ставить вопрос о выражении недоверия председателю правительства У. и в целом правительству У. и др. Председатель ГС У. издает постановления и распоряжения. Исполнительную власть в У. осуществляет правительство У. Оно действует в пределах срока полномочий ГС У., которым оно сформировано, и слагает полномочия перед вновь избранным ГС У. на его первой сессии (ст. 89 Конституции У.). Роль правительства закрепляется в Конституции У. прежде всего как органа руководства экономическим и социально-культурным строительством. Правительство ответственно перед ГС У. и подотчетно ему. Вновь образованное правительство представляет ГС У. программу предстоящей деятельности. Правительство не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед ГС У. Постоянным органом правительства является президиум правительства. В У. входят 25 районов и 5 городов. Конституция У. закрепляет местное самоуправление, которое осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях У. В Конституции У. определен порядок внесения в нее поправок. Предложения о поправках могут вносить: не менее 50 тыс. избирателей; председатель ГС У.; правительство У.; группа депутатов ГС У. численностью не менее одной четверти установленного числа депутатов ГС У. Поправки принимаются ГС У. или на республиканском референдуме. ГС. А.)
УЗБЕКИСТАН (Республика Узбекистан) - суверенная демократическая республика в соответствии с ее Конституцией, принятой Верховным Советом У. 8 декабря 1992 г. Названия государства "Республика Узбекистан" и "Узбекистан" - равнозначны. Государственным языком является узбекский язык. Согласно Конституции, У. обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития. Столица У. - г. Ташкент. Народ является единственным источником государственной власти. Система государственной власти У. основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция провозглашает, что в У. общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Конституция У. определяет набор демократических прав и свобод, характерный для современных государств. В отдельных главах Конституции У. закреплены личные права и свободы, политические, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека. Раздел третий Конституции У. "Общество и личность" состоит из глав об экономических основах общества, общественных объединениях, семье, средствах массовой информации. По Конституции У. основу экономики У., направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен частной собственности только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Высшим государственным представительным органом У. является Олий Мажлис (ОМ), осуществляющий законодательную власть. ОМ состоит из 150 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартиинои основе сроком на 5 лет. Право быть избранным имеет гражданин У., достигший ко дню выборов 25-летнего возраста. Конституция У. установила исключительные полномочия ОМ. Это, в частности: принятие Конституции и законов У., внесение в них изменений и дополнений;определение основных направлений внутренней и внешней политики и принятие стратегических государственных программ У.; определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей У.; принятие в состав У. новых государственных образований и утверждение решений о выходе из состава У.; законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела; вопросы административно-территориального устройства, изменение границ У.; принятие по представлению Кабинета Министров бюджета У., контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей; назначение выборов в ОМ и .местные представительные органы, образование Центральной избирательной комиссии; назначение даты выборов президента У. по истечении его полномочий; избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда У.; утверждение указов президента о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей, членов Кабинета Министров, Генерального прокурора У. и его заместителей; по представлению президента У. назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка (ЦБ) У.; утверждение указов президента об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления; утверждение указов президента об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений; образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ и др. Президент У. является главой государства и исполнительной власти в У. Одновременно он является председателем Кабинета Министров (КМ) У. Президентом может быть избран гражданин У. не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории У. не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть президентом У. более двух сроков подряд. Президент У. избирается путем всеобщих выборов сроком на 5 лет. Президент У.: выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов У.; принимает меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности У., реализации решений по вопросам национально-государственного устройства; представляет У. внутри страны и в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения У., обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; назначает и освобождает дипломатических и иных представителей У. в иностранных государствах; ежегодно представляет ОМ информацию о внутреннем и международном положении; формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты, другие органы государственного управления У. с последу-Ю1цим.внесением своих указов на утверждение ОМ; назначает и освобождает от должности премьер-министра и других членов КМ, Генерального прокурора У. и его заместителей с последующим утверждением их ОМ; представляет ОМ кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда, председателя правления ЦБ У., председателя ГК У. по охране природы; назначает и освобождает судей всех иных судов; назначает и освобождает от должности хокимов (глав. -С. А.) областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции и законов У. или совершения действий, порочащих их честь и достоинство; приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов; подписывает законы У., обладает правом отлагательного вето; в исключительных случаях вводит чрезвычайное положение и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение ОМ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование ВС, присваивает высшие воинские звания; объявляет состояние войны в случае нападения на У. или необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и вносит принятое решение в течение трех суток на утверждение ОМ и др. Акты президента У. - указы, постановления и распоряжения. При возникновении в составе ОМ непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции У., ОМ может быть распущен решением президента, принятым по согласованию с Конституционным Судом У. Конституция У. не предусматривает ответственности президента в виде отрешения его от должности. Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда У. Если президент по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, не может исполнять свои обязанности, ОМ в 10-дневный срок избирает из числа депутатов временно исполняющего обязанности президента на срок до трех месяцев. В течение 30 месяцев должны быть проведены новые выборы. Состав КМ формируется президентом и утверждается ОМ. В состав КМ входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан (РК). КМ обеспеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений ОМ, указов, постановлений и распоряжений президента У. Специфика внутреннего устройства У. отражена в разд. 4 "Административно-территориальное и государственное устройство" Конституции У. В гл. XVI "Административно-территориальное устройство Узбекистана" говорится, что У. состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Последней посвящена специальная глава Конституции У., где сказано: "Суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан" (ст. 70). Суверенитет РК охраняется У. РК имеет свою Конституцию. Территория и границы РК не могут быть изменены без еT согласия. РК обладает правом выхода из состава У. на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. РК имеет свои высший представительный орган, правительство, Верховный суд, Хозяйственный суд. Как было сказано выше, глава правительства РК входит в состав КМ У. Кроме того, одним из заместителей председателя ОМ является депутат ОМ - представитель РК. Представительными органами власти в областях, районах и городах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Срок полномочий Советов и хоки-мов - 5 лет. Хоким возглавляет представительную и исполнительную власть на территории области, района, города. Хоким области и г. Ташкента назначается и освобождается от должности президентом и утверждается соответствующим Советом. Хоким района и города назначается и освобождается от должности хоки-мом области и утверждается соответствующим Советом. В городских районах Советов нет, здесь хокима района назначает хоким города и утверждает городской Совет. Судебная система У. состоит из Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда У., Верховного Суда РК, Хозяйственного суда РК, областных, Ташкентского городского суда, районных, городских, хозяйственных судов У. Срок полномочий всех судов - 5 лет. КС рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти, дает толкование Конституции У. КС избирается из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и судей КС, включая представителя от РК. Надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор У. и подчиненные ему прокуроры. (С. А.)
УЗУРПАЦИЯ ВЛАСТИ - см.: Захват власти. УКАЗ - правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает У. и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. У. и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. У. Президента РФ могут быть как нормативными актами, так и ненормативными, т. е. актами применения права. Нормативными являются те У., которыми устанавливаются новые общеобязательные правила поведения. Ненормативными являются У., которыми Президент РФ реализует некоторые свои полномочия, установленные законодательством: например, о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др. Вопрос о пределах прав Президента РФ при издании нормативных У. - объект давней дискуссии. Главной при этом является проблема предмета У. и его соотношения с законом. Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 апреля 1996 г. определил, что не противоречит Конституции РФ издание Президентом РФ "указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов". (С. А.)
УКОРЕНЕНИЕ - обозначение порядка приобретения гражданства государства иностранцем или лицом без гражданства путем подачи ходатайства (заявления) на имя главы государства (см. также: Гражданство. Гражданство Российской Федерации. Приобретение гражданства. Натурализация). (С. А.)
УКРАИНА - в соответствии с Конституцией, принятой Верховной Радой У. 28 июля 1996 г., У. есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Согласно Конституции, У. является унитарным государством, республикой. Государственный язык У. - украинский. Гарантируются свободное развитие и защита русского и других языков национальных меньшинств У. Столица - г. Киев. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств У. Земля, ее недра, воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории У., природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От имени украинского народа в пределах, определенных Конституцией У., права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин У. в соответствии с законом имеет право пользоваться объектами права собственности народа. Право собственности на землю гарантируется, приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Общественная жизнь в У. основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законом У. Конституция., У. содержит традиционный для нашего времени набор прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Учрежден пост Уполномоченного Верховной Рады У. по правам человека. Государственная власть в У. осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в У. является народ. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом У. по народной инициативе - по требованию не менее 3 млн. граждан У. Единственным органом законодательной власти У. является парламент - Верховная Рада (ВР) У. Конституционный состав ВР - 450 депутатов, избираемых населением сроком на 4 года. Народным депутатом У. может быть гражданин У., достигший ко дню выборов 21-летнего возраста, имеющий право голоса и проживающий в У. в течение последних 5 лет. Народные депутаты У. осуществляют свои полномочия на постоянной основе. К полномочиям ВР У. относится: внесение изменений в Конституцию У.; назначение всеукраинских референдумов; принятие законов (В Конституции У. специально перечислены более 30 вопросов, по которым решения принимаются исключительно законами У.); утверждение государственного бюджета, внесение в него изменений, контроль за исполнением, принятие решения по отчету об исполнении государственного бюджета; определение основ внутренней и внешней политики; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; назначение выборов Президента У.; заслушивание ежегодного и внеочередных посланий Президента У. о внутреннем и внешнем положении У.; объявление по представлению Президента У. состояния войны и заключение мира, одобрение решений Президента У. об использовании Вооруженных Сил У. и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против У.; смещение Президента У. с поста в порядке особой процедуры (импичмента); рассмотрение и принятие решения по одобрению программы деятельности Кабинета Министров У.; дача согласия на назначение Президентом У. премьер-министра У.; осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров У. в соответствии с Конституцией У.; утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, не предусмотренных государственным бюджетом У., осуществление контроля за их использованием; избрание, назначение, освобождение от должности, а также дача согласия на назначение и освобождение от должности лиц в случаях, предусмотренных Конституцией У.; в частности, Председателя и других членов Счетной палаты; Уполномоченного ВР по правам человека с заслушиванием его ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в У.; Председателя Национального банка У. по представлению Президента У., а также половины Совета Национального банка У. и половины состава Национального совета У. по вопросам телевидения и радиовещания; утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил У., Службы безопасности и МВД У., а также иных созданных в соответствии с законами У. воинских формирований; одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил У. в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию У.; дача согласия на назначение и освобождение от должности Президентом У. Председателя Антимонопольного комитета У., Председателя фонда государственного имущества У., Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания У.; дача согласия на назначение Президентом У. Генерального прокурора У., выражение недоверия Генеральному прокурору У., что влечет его отставку; назначение трети состава Конституционного Суда У.; избрание судей бессрочно; досрочное прекращение полномочий ВР Автономной Республики Крым при наличии заключения КС У. о нарушении ею Конституции или законов У.;назначение внеочередных выборов в ВР Автономной Республики Крым; образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов; назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента У. указов о введении военного или чрезвычайного положения в У. либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; дача в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров У. и денонсация международных договоров У.; утверждение перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов частной собственности и др. Принятый ВР У. закон подписывается Председателем ВР и безотлагательно направляется Президенту У. Президент в течение 15 дней либо подписывает и обнародует закон, либо использует право отлагательного вето и возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в ВР У. Последняя может преодолеть президентское вето не менее чем двумя третями голосов. Президент У. является главой государства и выступает от имени государства. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности У., соблюдения Конституции У., прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается населением сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом У. может быть избран гражданин У., достигший 35-летнего возраста, имеющий право голоса, владеющий государственным языком и проживающий в У. в течение 10 последних лет перед днем выборов. Президент У.: обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу и с ежегодным и внеочередными посланиями к ВР У. о внутреннем и внешнем положении У.; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство его внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры У.; принимает решения о признании иностранных государств; назначает всеукраинские референдумы в отношении изменения Конституции, по народной инициативе провозглашает результаты всеукраинского референдума; назначает внеочередные выборы в ВР У.; прекращает полномочия ВР, если она в течение 30 дней очередной сессии не может начать пленарного заседания; назначает с согласия ВР премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решения об его отставке; назначает и освобождает от должности по представлению премьер-министра членов Кабинета Министров (КМ), руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций; назначает и освобождает от должности с согласия ВР Генерального прокурора У.; назначает половину состава Совета Национального банка У. и половину состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; по представлению премьер-министра создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; отменяет акты КМ и акты Совета Министров Автономной Республики Крым; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами У.; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны У., вносит в ВР У. представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил У. в случае вооруженной агрессии против У.; принимает в соответствии с законом решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в У. либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости У.; принимает в случае необходимости решения о введении в У. либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности У. зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений ВР У.; назначает треть состава Конституционного Суда У.; создает суды в определенном законом порядке; подписывает законы, имеет право отлагательного вето; осуществляет помилование, награждения, присваивает высшие звания и ранги, принимает решения по вопросам гражданства и т. д. Полномочия Президента У. прекращаются досрочно в случае: отставки, невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента, смерти. Невозможность исполнения Президентом своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании ВР У. и подтверждена решением, принятым большинством ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда У. - по обращению ВР и медицинского заключения (ст. 110 Конституции У.). Импичмент возможен при совершении Президентом У. государственной измены или иного преступления. Процедура такова: сначала вопрос инициируется большинством от конституционного состава ВР У.; далее для проведения расследования ВР создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи; выводы комиссии рассматриваются на заседании ВР; при наличии оснований ВР не менее чем двумя третями голосов от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента; затем после проверки дела КС У. и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об им-пичменте и заключения Верховного Суда о том, что деяния, в которых обвиняется Президент, содержат признаки государственной измены или иного преступления, принимается решение о смещении в порядке импичмента не менее чем тремя четвертями голосов от конституционного состава ВР. Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти (ст.113 Конституции У.). Он ответствен перед Президентом У., подконтролен и подотчетен ВР У. Конституция У. фиксирует положение КМ прежде всего как органа, руководящего экономическим и социальным развитием страны. В соответствии с Конституцией У. исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе (в У. он считается городом республиканского подчинения) осуществляют местные государственные администрации. Их председатели назначаются на должность и освобож-даются от должности Президентом У. по представлению КМ. В областях, районах, указанных городах есть и представительные органы - Советы как органы местного самоуправления. Они могут делегировать какие-то вопросы местным государственным администрациям и осуществлять контроль за их осуществлением. Кроме того, Советы могут выразить недоверие председателю соответствующей местной администрации, на основании чего Президент У. принимает решение и дает обоснованный ответ. Однако если недоверие выражено двумя третями голосов депутатов, Президент принимает решение об отставке председателя администрации. Местные государственные администрации подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Решения председателей этих администраций, противоречащие Конституции. иным актам законодательства У., могут быть отменены Президентом У. или председателем местной государственной администрации высшего уровня. Согласно Конституции У., в состав У. в качестве ее неотъемлемой части входит Автономная Республика Крым (АРК). Она имеет свою Конституцию, принимаемую ее ВР и утверждаемую ВР У. Представительным органом АРК является ее ВР, правительством - Совет министров АРК. Председатель Совета министров назначается на должность и освобождается от должности ВР АРК по согласованию с Президентом У. В У. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно является правом территориальной громады (общины. - С. А.) - объединения жителей села или добровольного объединения жителей нескольких сел, поселков, городов - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов У. Местное самоуправление осуществляется населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные органы (ст. 140 Конституции У.). Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные Советы. У. имеет единую систему органов прокуратуры. Правосудие осуществляется судами. Это - суды общей юрисдикции. Наивысшими органами этой системы являются Верховный Суд У. и Конституционный Суд У. Действует Высший совет юстиции, делающий представления по кадровым вопросам и решающий вопросы дисциплинарного производства в отношении судей и прокуроров. КС У. является единственным органом конституционной юрисдикции (ст. 147 Конституции У.). Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции У. и дает официальное толкование Конституции и законов У. КС У. состоит из 18 судей: по 6 судей назначают Президент, ВР и съезд судей У. Квалификационные требования - 40-летний возраст, владение государственным языком, высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживание в У. в течение последних 20 лет. (С. А.)
УНИТАРИЗМ - одна из форм устройства государства (другой формой является федерализм, или федеративное государство). Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов. (С. А.)
УЛИЧНОЕ ШЕСТВИЕ - см.: Право на собрания и манифестации. УНИНОМИНАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - см.: Унитаризм. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должность, учрежденная Конституцией РФ 1993 г. Действует в соответствии с Федеральным конституционным законом (ФКЗ) об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. Институт Уполномоченного по правам человека "пришел" в Россию из зарубежных стран, где он имеет сходное и иные названия (омбудсман, народный защитник и др.), но суть, в принципе, едина: главная задача данного лица - защита прав человека. Российский ФКЗ гласит, что должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Должность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на 5 лет. На эту должность может быть назначено только лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. В соответствии с ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалоб на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ. Приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный информирует соответствующий орган, должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе: беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части и общественные объединения; запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, воинских формирований, администраций мест принудительного содержания. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в Конституционный Суд (КС) РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный может ставить перед субъектами права законодательной инициативы вопрос о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы (ГД). Он вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно или через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаний. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в СФ и ГД, Правительство РФ, КС РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ. Возможны и специальные доклады, направляемые в ГД. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, а также может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. (С. А.)
УПРАВЛЕНИЕ - понятие, широко используемое как в целом в гуманитарных науках, так и конкретно в праве, причем в различных значениях: 1) в общем плане У. есть функция, осуществляемая внутри той или иной системы и состоящая в воздействии управляющего органа, лица (субъекта У.) на управляемые органы, лица (объекты У.). В У. учитываются свойства и закономерности соответствующей сферы, а также определенная субординация (а то и прямое подчинение) управляющих и управляемых. Цель У. - обеспечение действия (функционирования) системы в целом, каждого ее звена; упорядочение общественных отношений в данной системе; достижение задач, стоящих перед нею. как части задач, соответственно, общества, государства; 2) административное У. - руководство той или иной областью общественных отношений преимущественно методами приказа, распоряжения. В этом плане понятие "административное управление" может использоваться в негативном смысле для обозначения перекоса в методах У. в сторону директивности (отсюда - понятие "административно-командной системы"). Кроме того, об административном У. говорят применительно к некоторым сферам жизни государства, где метод директивного руководства более естествен, хотя и не исключает использования других методов У. Это - оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, в какой-то мере иностранные дела, налоговая служба, государственный надзор, таможня и др. Многие из этих отраслей специалисты в области административного права называют обобщенно административно-политической сферой; 3) государственное У. - понятие, вытесненное в последнее время понятием "исполнительная власть", однако не совсем обоснованно. Государственное У. - специальный вид государственной деятельности, целью которого является руководство конкретными сферами (областями, отраслями) государственной жизни и (или) разрешение конкретных вопросов распорядительного характера. Причем это - подзаконная деятельность, т. е. она осуществляется на основе и во исполнение законов и либо вообще не приводит к созданию новых норм права, либо приводит. но таких, которые продиктованы необходимостью исполнения законов, проведения их в жизнь. Они не заменяют и не подменяют, а развивают требования законов. В случае необходимости государственное У. опирается на силу государства, государственное принуждение. Можно утверждать, что государственное У. - понятие более широкое, чем понятие "исполнительная власть", как по функциям, так и по органам, его осуществляющим. Участие в государственном У. путем решения конкретных вопросов У. могут принимать Президент РФ, СФ, ГД, т. е. органы, официально не относящиеся к исполнительной власти. Например, если СФ дает согласие на использование российских воинских контингентов за рубежом, а Президент РФ отдает распоряжение о направлении соответствующего подразделения, они осуществляют государственную власть в сфере государственного У. Государственное У. осуществляют государственные органы исполнительной власти - Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти, аналогичные органы субъектов РФ. Наконец, в государственном У. участвуют государственные органы, не относимые Конституцией РФ к числу органов исполнительной власти, но решающие государственные дела, в том числе - финансово-кредитные, контрольно-финансовые (Центральный банк РФ, Счетная палата РФ) и др.; 4) У. делами государства - обобщенная категория, охватывающая все вопросы, решаемые государственными органами, и носящая в какой-то мере декларативный характер. Чаще всего она используется тогда, когда речь идет о возможностях граждан, общественных объединений. Например, согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ "имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Здесь резюмируется принципиальная возможность, которая конкретно развивается как в положениях Конституции, так и в различных нормативных актах; 5) У. государственными и общественными делами - категория, использовавшаяся прежними конституциями в значении, о котором сказано выше, в п. 4. Например, ст. 7 Конституции СССР 1977 г. гласила, что общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами; 6) общественное У. - решение дел негосударственного, т. е. общественного, характера населением на своих собраниях путем массовых обсуждений и, возможно, голосований, либо общественными объединениями и их органами, либо трудовыми коллективами. Общественное У. осуществляется на основе организационных приемов, убеждения участников процессов государственного У., применения, в случае необходимости, методов общественного воздействия и принуждения. В некоторых случаях в общественное У. передаются объекты государственной собственности; тогда оно мало чем отличается по методам от государственного У., однако осуществляется общественной организацией; 7) У. обществом - организованное воздействие на жизнь общества через систему организаций, существующих в нем: государство и его органы, партии, движения и иные общественные объединения; 8) особое У. - см.: Особые формы управления; 9) социальное У. - в значительной мере то же, что и У. обществом, хотя в принципе социальное У. несколько шире, так как охватывает все формы совместной деятельности людей, включая и производственные. Суть социального У., так же как и У. обществом, - в выработке общей воли членов общества, в подчинении их тем органам, которые созданы людьми для У. их жизнедеятельностью. Иначе говоря, социальное У., У. обществом - это, в конечном счете, осуществление власти, разумеется, с созданием соответствующих механизмов, системы отношений в обществе и между конкретными участниками процессов У.; 10) экономическое У. - использование хозяйственных методов и рычагов в воздействии на участников хозяйственной деятельности (цена, прибыль, налоги, льготы и т. д.). Однако если все эти методы и рычаги отражаются в нормативных актах государства и используются государственными органами, то экономичи-ческое У. либо переплетается с государственным У., либо зачастую выглядит по форме как государственное У. (С. А.)
УРНА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ - см.: Избирательный ящик. УРУГВАЙ (Восточная Республика Уругвай) - государство в восточной части Южной Америки. Независимость провозглашена 25 августа 1825 г. Столица - г. Монтевидео. Административное деление: 19 департаментов. Конституция утверждена плебисцитом 27 ноября 1966 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Одновременно избирается и вице-президент. Двухпалатный парламент - Генеральная ассамблея - состоит из Сената (31 сенатор) и Палаты представителей (99 депутатов). Избираются одновременно сроком на 5 лет. Вице-президент страны является по должности председателем Генеральной ассамблеи и Сената. Выборы президента, вице-президента и обеих палат обычно проходят одновременно. Исполнительная власть осуществляется президентом республики, который формирует Совет Министров. (А. К.)
УСТАВ - вид нормативных актов, широко применяемый в праве. Представляет собой комплексный (кодифицированный) документ, предназначенный для закрепления (регулирования) статуса субъектов Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, отдельных видов государственной деятельности, воинской службы, дисциплины и др. Форма У. используется также в нормативных актах, относящихся к конституционному праву. В частности, У. предусмотрен Конституцией РФ как основной нормативный правовой акт для таких субъектов РФ, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Он принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта. В У. отражается широкий круг вопросов: характеристика субъекта, его административно-территориальное устройство, полномочия, статус органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, формы непосредственной демократии (референдум и др.), экономические, бюджетные и финансовые основы субъекта, его отношения с РФ и др. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой У. Он принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. определяет набор позиций, которые должны быть отражены в У. Федеральный закон "Об общественных объединениях"1995 г.предусматривает необходимость утверждения общественным объединением своего У., определяет требования к его содержанию и говорит о том, что общественное объединение, желающее иметь права юридического лица, представляет свой У. на государственную регистрацию. Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 г. предусматривает У. для религиозной организации, представляемый при ее государственной регистрации, и определяет, какие позиции должны быть отражены в этом документе. (С. А.)
УСТАНОВЛЕНИЕ - понятие, которое употребляется в конституционном праве в следующих значениях: 1) введение нормативного правила; 2) норма, обычай, порядок дел; 3) выявление (обнаружение) фактических обстоятельств. (С. А.)
УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - субъект РФ, входит в состав Иркутской области. Устав У.-О. Б. а. о. принят Законодательным собранием У.-О. Б. а. о. 30 мая 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком округа является русский язык; создаются условия для сохранения и развития бурятского языка и языков народов, проживающих на территории округа. В состав У.-О. Б. а. о. входят 6 районов. Окружной центр - поселок Усть-Ордынский. Законодательным органом государственной власти округа является Дума У.-О. Б. а. о. Она состоит из 19 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Выборы 15 депутатов проводятся по территориальным избирательным округам; выборы 4 депутатов - по мажоритарной системе по единому окружному избирательному округу, включающему всю территорию У.-О. Б. а. о. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому окружному избирательному округу обладают политические партии и иные общественные объединения. Депутаты могут работать на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе. Дума принимает законы округа и постановления по рассматриваемым вопросам. Правом законодательной инициативы Устав округа наделяет главу администрации округа, органы местного самоуправления, депутатов Думы, прокурора округа, окружной суд по вопросам их ведения. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: принятия решения о самороспуске; сложения полномочий более чем половиной депутатов от их установленного числа. Исполнительную власть округа возглавляет высшее должностное лицо округа - глава администрации У.-О. Б. а. о. Он избирается населением сроком на 4 года не более чем на два срока подряд. Органом исполнительной власти округа является администрация округа. Судебную власть в округе осуществляют суды, входящие в судебную систему РФ. Прокуратура округа входит в единую систему прокуратуры РФ. В районах, сельских поселениях, а также на иных территориях осуществляется местное самоуправление. Депутаты представительных органов и должностные лица местного самоуправления избираются населением сроком на 4 года. (С. А.)
УТРАТА ГРАЖДАНСТВА - см.: Прекращение гражданства Российской Федерации. УЧАСТОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - см.: Избирательный участок. УЧАСТОК ПОЛИЦЕЙСКИЙ - 1) территория, на которой должен действовать низовой орган полиции (российский дореволюционный и зарубежный опыт); 2) помещение, в котором расположен такой полицейским орган. (К. Г.)
УЧАСТОК СУДЕБНЫЙ - часть населенного пункта или территория.на которые распространяется юрисдикция конкретного суда или судьи. (К. Г.)
УЧРЕЖДЕНИЕ - понятие, которое в конституционном праве употребляется в нескольких значениях: 1) создание нового органа, правового института; 2) государственный, муниципальный орган или подразделение органа, выполняющее определенные функции. (С. А.)
УЩЕРБ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ - ущерб, урон, убыток, порча, нанесенные имуществу физического или юридического лица в результате причинения вреда или неисполнения заключенного с ним договора. (К. Г.)
УЩЕРБ МОРАЛЬНЫЙ - см.: Моральный вред (ущерб).
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |