СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЮГОСЛАВИЯ (Союзная Республика Югославия) - государство в Центральной Европе. После фактического распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг., на встрече руководителей Сербии и Черногории 12 февраля 1992 г. было принято решение о сохранении международной право-субъектности Югославии как союза двух республик, объединенных в единое государство. Столица - г. Белград. Форма государственного устройства - союзное государство двух равноправных республик. Административное деление: 2 республики и 2 автономных края в составе Республики Сербия: Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия (причем Ко-сово и Метохия не имеют своих законодательных и исполнительных органов). Республика Сербия делится на районы (срезы) и общины, Республика Черногория - только на общины. Во главе каждой союзной республики - президент, законодательный орган - скупщина. Конституция нового государства принята 27 апреля 1992 г. Глава союзного государства - президент - избирается на заседании' союзного парламента сроком на 4 года. Двухпалатный парламент - скупщина - состоит из Веча республики (верхняя палата), 40 депутатов которого (по 20 от каждой республики) делегируются из числа депутатов парламентов республик, - и Веча граждан (нижняя палата), состоящего из 138 депутатов, избираемых по норме представительства - 1 депутат от 65 тыс.избирателей. Премьер-министр назначается президентом, после чего проходит процедуру утверждения парламентом. Правительство формируется премьер-министром на коалиционной основе. (А. К.)
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - государство на юге Африки; до 1961 г. - британский доминион Южно-Африканский Союз. Полная независимость провозглашена 31 мая 1961 г. Одновременно выходит из Британского Содружества. Столица - г. Претория. Административное деление: 9 провинций. С 1913 г. в стране действует система апартеида,закрепленная рядом законодательных актов: Native Land Act (1913), Native Urban Area Act (1923), Colour Bar Act (1927). С 1948 г. расизм становится официальной идеологией "белого" государства. В 1970 г. черных жителей страны лишают гражданства ЮАР, начинается политика создания 10 бантустанов, в которых планируется расселять коренных жителей по племенному признаку. Конституция 1984 г. закрепляет господство белого населения. Такая политика встретила вооруженное сопротивление небелого населения. Борьбу с расистским режимом возглавил Африканский национальный конгресс (АНК), созданный в 1912 г. Начиная с 1990 г., Президент ЮАР Ф. де Клерк ищет выход из состояния фактической расовой войны в постепенной либерализации режима и ослаблении сегрегации во всех сферах жизни. 22 декабря 1993 г. парламент одобрил временную (на о лет) Конституцию, которая вступила в силу 27 апреля 1994 г. 27 апреля 1994 г. проведены первые выборы в парламент с участием всех рас, на которых победу одержал АНК. 9 мая 1994 г. Национальная ассамблея избрала Президентом ЮАР лидера АНК Нельсона Манделу. 4 февраля 1997 г. вступила в действие новая Конституция ЮАР. Согласно Конституции, глава государства - президент, избираемый депутатами Национальной ассамблеи на ее первом заседании. Кроме того, ею же назначается и заместитель президента. Парламент состоит из двух палат. Национальный совет провинций (приведен к присяге 6 февраля 1997 г.) состоит из 90 представителей: по 6 постоянных и по 4 альтернативных представителя от каждой из 9 провинций. Национальная ассамблея в составе 400 депутатов избирается путем всеобщего прямого голосования по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется Правительством национального единства во главе с Президентом Южно-Африканской республики. (А. К.)
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - орган самоуправления, создаваемый в коллегиях адвокатов (см.: Адвокат. Адвокатура} с целью оказания содействия адвокатам в осуществлении ими своих повседневных обязанностей. Он обеспечивает адвокатов необходимым помещением для деловых встреч с лицами, которым оказывается помощь, законодательством и иным правовым материалом, услугами вспомогательного характера и т. д. Возглавляет Ю. к. заведующий, на которого возлагается множество обязанностей: заключение соглашений с лицами, обращающимися за юридической помощью; распределение нагрузки адвокатов; содействие надлежащему уровню оказываемой помощи; решение вопросов аренды служебного помещения и приобретения необходимого инвентаря, законодательных материалов и иной юридической литературы и т. д. (К. Г.)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, законности в деятельности организаций. Статья 48 Конституции РФ предусматривает право каждого на получение квалифицированной Ю. п. В основе этого конституционного положения лежит высокоавторитетное признание сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина, правомерная деятельность организаций возможны в полной мере, когда они осуществляются со знанием дела, квалифицированно. Поскольку Ю. п. охватывает широкий круг действий (см.: Адвокат), ее могут оказывать квалифицированно хорошо подготовленные юристы. До недавнего времени она осуществлялась, как правило, на должном уровне адвокатами и юристами правовых (юрисконсультских) служб, создававшихся в государственных учреждениях различного уровня, на предприятиях и в общественных объединениях. Но в связи с развитием рыночных отношений и частного предпринимательства и как следствие - значительным ростом потребности в юридических услугах, в данную сферу все активнее вторгаются всевозможные коммерческие организации, производственные кооперативы, а иногда и просто отдельные лица, зарегистрировавшиеся в качестве частных предпринимателей. (К. Г.)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - одна из форм (или разновидностей) общесоциальной ответственности (включает также политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности). В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного определения Ю. о. Нередко она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другие считают, что это - "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". Ю. о. рассматривается также как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке". Вместе с тем общепризнано, что Ю. о. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. Ю. о. влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон, сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Ю. о. всегда наступает в ф о р -ме общественного отношения, которое устанавливается между государством (в лице уполномоченных на то органов: суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управомоченной, а правонарушитель - обязанной стороны. Для возникновения и осуществления Ю. о. на практике требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием Ю. о. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вопрос о наступлении Ю. о. Весьма важным при решении вопроса о характере и степени Ю. о. является также наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующегося единством таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Учет каждой из них позволяет избежать ошибок при установлении самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение. По своему содержанию Ю. о. проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. В одних отраслях права (например, в уголовном или административном) основной акцент делается на штрафные, карательные санкции, в других (например, в гражданском или коммерческом) - на правовосстановительные санкции. Ю. о. реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения. (М. М.)
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА - категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе правотворческих органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. (М. М.)
ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - возможность определенного поведения, действия, закрепленная в нормативном юридическом акте. (С. А.)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ - предусмотренное в законе жизненное обстоятельство, которое лежит в основе возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Ю. ф. представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факторы, которые определяются в нормах права, точнее - в их гипотезах, служат непременным условием возникновения, изменения и прекращения правоотношений, влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений и обеспечиваются государственным принуждением. В природе и в обществе возникает бесчисленное множество самых различных обстоятельств, жизненных факторов, которые признаются Ю. ф. Для удобства их изучения и практического применения Ю. ф. классифицируются по самым различным основаниям. Наиболее распространенным критерием классификации Ю. ф. является волевой признак, в соответствии с которым они делятся на действия и события. Действие представляет собой такой Ю. ф., который полностью зависит от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие выражается в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли человека, совершающего данное действие, в зависимости от намерения вызвать (или не вызывать) своим действием наступление юридических последствий, правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются с целью вызвать определенные юридические последствия. Некоторые из них - акты органов государственного управления, администраций предприятий и учреждений, судебные решения и определения - имеют властный характер. Не имеющие властного характера акты называют сделками (купля-продажа, найм, дарение и др.). Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада и пр. Неправомерное действие - это действие, не согласующееся с требованием правовых норм, нарушающее правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности причиненного данными действиями вреда, а также вины причинившего вред, неправомерные действия как Ю. ф. подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, а также гражданские правонарушения (деликты). Событие как Ю. ф. - это явление, не зависящее от воли человека, но влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений и, соответственно, субъективных прав и юридических обязанностей. Только такие события могут рассматриваться в качестве Ю. ф., оказывающих влияние на общественные отношения. Например, стихийные бедствия (наводнения, землетрясения) влекут за собой возникновение многочисленных правоотношений не сами по себе, а в силу того, что они служат непосредственной причиной травм или гибели людей, разрушения или порчи застрахованного имущества, зданий и т. д. В качестве Ю. ф. - события могут выступать рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии и другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основание для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Для возникновения, изменения или прекращения правоотношений нередко требуются в качестве основания не отдельные Ю. ф., а их совокупность, система. Это отражает сложность и многообразие существующих в обществе отношений. В подобных случаях говорят не о конкретных Ю. ф., а о сложном фактическом составе, предусматриваемом нормами права. Подобно отдельным Ю. ф., он влечет за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений и тем самым является основанием для наступления юридических последствий. Фактический состав может определяться тем или иным правовым актом конкретно или характеризоваться лишь общими признаками. Примером конкретной характеристики может служить юридический состав - основание для получения пенсии по старости. Здесь требуется несколько конкретных Ю. ф. (достижение определенного законом возраста, наличие трудового стажа, решение самого лица выйти на пенсию, о4зормленно-го в виде письменного заявления, решение компетентного органа о назначении пенсии). (М. М.)
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - субъект гражданского права, участник гражданско-правовых отношений. В качестве юридических лиц выступают государственные и общественные организации и учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б) отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно гражданскому законодательству России, Ю. л. могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие объединения, которые не преследуют таковой и не распределяют полученную прибыль между участниками. Ю. л. - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Ю. л. - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом. Правоспособность и дееспособность юридических лиц носят специальных характер. Ю. л. могут иметь гражданские права и нести обязанности только в строгом соответствии с целями своей деятельности, предусмотренными в их уставах, положениях или других учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Законом допускается ограничение правосубъектности Ю. л. в строго ограниченных случаях и в строго определенном порядке. Решение государственного органа об ограничении правосубъективности Ю. л. может быть обжаловано ими в суд. В отличие от ряда государств, где не требуется регистрации Ю. л., пра-восубъектность последних в России возникает не в момент их учреждения, а в момент их государственной регистрации в органах юстиции. Прекращается правосубъектность Ю. л. в момент завершения их ликвидации. Согласно закону, ликвидация Ю. л. считается завершенной, а Ю. л. - прекратившим существование лишь после "внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц". В случаях когда для осуществления деятельности Ю. л. требуется получение лицензии, правосубъектность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В каждой стране существуют свой порядок образования, деятельности, и свои виды субъектов права - Ю. л. Они обусловлены конкретными условиями жизни общества, характером и уровнем развития экономических и иных связей. (М. М.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |