СЛОВАРИ Краткий словарь |
|
|
Словарики:Архитектурно-строительный словарь Большой астрономический словарь Критический словарь психоанализа Словарь астрологических терминов Слова в иностранной литературе Словарь металлургических терминов Словарь по компьютерному железу Словарь по экономической теории Словарь русского биржевого жаргона Словарь славянских духов и нежити Словарь терминов боевых искусств Словарь по рекламе, маркетингу и PR Словарь ударений русского языка Финансово-экономический словарь Энц. словарь медицинских терминов Энц. словарь экономики и права Счеты:
|
Юридический словарьСкачать юридические словари:
Энциклопедический словарь конституционного праваА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ФЕДЕРАЛИЗМ - в конституционном праве одна из форм устройства государства (другой является унитаризм, или унитарное государство). Суть Ф. заключается: а) в характере внутренней структуры государства; б) в характере связей центра и частей федеративного государства; в) в специфике прав центра и субъектов федеративного государства. Рассмотрим эти черты более подробно. 1) Если унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, которые могут быть государствами (это касается прежде всего республик), национально-территориальными (автономными) образованиями или территориальными единицами со специфическим статусом, превращающим их скорее в территориально-государственные (государственно-территориальные) единицы. 2) Характер отношений центра и субъектов в федеративном государстве выражается, как правило, в том, что субъекты равноправны в отношениях с федеративным государством и друг с другом. Они имеют представительство на федеральном уровне, вправе обращаться в федеральные органы, т. е. в тех или иных специальных организационных формах могут участвовать в решении интересующих их вопросов на федеральном уровне. В унитарном государстве у административно-территориальных единиц тоже есть возможности влияния на решение вопросов в центре, однако они гораздо скромнее и выражаются, как правило, в виде просьб и ходатайств, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов. 3) С этим связан и еще один фактор: в унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства, в федеративном - на уровне федерации концентрируются важнейшие вопросы жизни страны, далее предполагается большая мера децентрализации как в руководстве делами, так и их правовом регулировании. Унитарное государство имеет чаще всего единую правовую основу статуса административно-территориальных единиц. В федеративном государстве наряду с федеральной базой существует основа и в самих субъектах федерации (например, в Российской Федерации - конституции республик и уставы остальных субъектов, право законодательства субъектов). В унитарном государстве возможна большая мера вмешательства (специалисты говорят "интервенции") центра в дела территорий. В федеративном государстве это также не исключается, но масштабы вмешательства меньше и происходит оно только при экстремальных ситуациях или явном нарушении субъектом законодательства федерации, ущемлении прав и свобод человека и гражданина. Если в унитарном государстве наблюдаются директивные средства воздействия центра на административные единицы, включая отмену их актов и действий, в федеративном государстве такие средства применяются как исключение. Более естественным путем является предложение субъекту самому исправить положение либо оспаривание его акта в федеральном органе конституционного правосудия и контроля (см.также: Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации. Федерация). (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИИ - в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.) один из видов федеральных органов исполнительной власти. Осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к ее ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, реорганизация и ликвидация Ф. к. Р. осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Ф. к. Р. возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. Согласно Указу Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 25 мая 1999 г., существуют следующие Ф. к. Р. по рынку ценных бумаг; энергетическая. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области миграции населения и координирующий работу по этому направлению в Российской Федерации. В субъектах РФ создаются органы ФМСР, юридически не подчиняющиеся органам государственной власти субъектов РФ. ФМСР и указанные органы субъектов образуют государственную систему управления миграционными процессами в РФ. Основные задачи ФМСР и ее органов: общая оценка миграционных процессов, разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ, обеспечение их реализации; организация приема и размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, оказание им помощи; разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ; разработка и осуществление мер, связанных с использованием в РФ труда иностранных граждан; организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА - объединение, образуемое нотариальными палатами субъектов РФ. Это - самоуправляющаяся организация. Ее высшим органом является собрание представителей местных палат, утверждающее Устав Ф. н. п. и избирающее ее правление и президента для ведения текущей организационной работы. На Ф. н. п. возложены, в частности: координация деятельности нотариальных палат; представление их интересов в органах государственной власти и управления, других организациях; защита социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой. (К. Г.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.). Создание, реорганизация и ликвидация Ф. с. Р. осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Ф. с. Р. возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. В настоящее время функционируют следующие Ф. с. Р.: архивная; безопасности; внешней разведки; воздушного транспорта; геодезии и картографии; железнодорожных войск; лесного хозяйства; миграционная; налоговой полиции; охраны; по валютному и экспортному контролю; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; пограничная; по финансовому оздоровлению и банкротству. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ - один из правоохранительных органов, призванных участвовать в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Задачами ФСНП РФ являются: выявление, предупреждение и пресечение в сотрудничестве с другими правоохранительными органами налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Для выполнения этих задач ФСНП РФ обязана: проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба; осуществлять в пределах своей компетенции производство по Делам о налоговых преступлениях и нарушениях; принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку; обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность; исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства; проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции; осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления РФ о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения. Выполнение этих обязанностей обеспечивается теми широкими правами, которые предоставлены органам ФСНП РФ Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (с последующими поправками и уточнениями). Систему органов ФСНП РФ РФ составляют: Федеральная служба налоговой полиции РФ (на правах государственного комитета РФ); территориальные органы ФСНП РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (управления, отделы); местные органы налоговой полиции - органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП РФ. ФСНП РФ возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. (К. Г.)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - в федеральном государстве территория, не входящая в состав субъекта федерации, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц. Ф. т. имеются в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Мексике, США и других государствах. Можно наблюдать несколько разновидностей федеральных территорий: федеральный округ, в котором расположена столица государства, имеющий элементы особого статуса (например, федеральный округ Колумбия, где находится столица США г. Вашингтон, не представлен в палатах Конгресса США; и только с 1961 г. жители округа имеют право участвовать в выборах Президента США); Ф. т., приближающаяся по своему статусу (особенно в части организации управления и самоуправления) к субъектам федерации (например, в Бразилии); отдельная часть территории, не находящаяся под юрисдикцией субъекта федерации и иной единицы (например, в Мексике - острова, островки и рифы; в Венесуэле - федеральные зависимые территории как части территории республики, не входящие в состав штатов, федерального округа и Ф. т., а также острова, образовавшиеся или возникшие в территориальном море или в море над континентальным шельфом). Ф. т. первых двух названных групп постепенно приближаются к статусу субъекта федерации. В некоторых странах наименование территории "федеральный округ" не означает принципиальных особенностей его статуса. По существу - это также субъект федерации, хотя и со специфическим наименованием. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО - см.: Министерство Российской Федерации. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - согласно ст. 94 Конституции РФ, ''Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст. 10-11 Конституции РФ). Однако полномочия палат и содержание их деятельности шире, чем только представительство населения и законотворчество. Палаты принимают участие в рассмотрении и решении многих важных вопросов верховного управления государством, утверждают бюджет государства. Они также участвуют в формировании ряда федеральных государственных органов; по некоторым направлениям осуществляют функцию парламентского контроля. ФС РФ состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД). В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (всего 178 чел.). По отношению к ним Конституция РФ использует понятие "член Совета Федерации". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, а периодически заседают и выполняют в Москве иные функции. В остальное время они исполняют штатные обязанности в своих субъектах. ГД состоит из 450 депутатов, избираемых непосредственно населением РФ. Из них 225 депутатов избираются в территориальных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства и 225 депутатов - по федеральным спискам партий и движений по пропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД обязаны работать в ней на профессиональной постоянной основе. Они получают вознаграждение за выполнение депутатских полномочий, не вправе находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. ФС РФ не имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (но не для обсуждения) посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Основа отношений между палатами ФС РФ - принцип верхней и нижней палат. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность; ГД не подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта как бы идет "снизу вверх". Поскольку первой законопроекты должна рассматривать ГД, ее и именуют нижней палатой. Далее принятый ею закон поступает в СФ, поэтому его называют верхней палатой. У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством - не менее чем двуми третями от общего числа депутатов ГД. ФС РФ находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих функций с Президентом и Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ. Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав. Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОКРУГА - арбитражный суд, действующий на территории одного из десяти образованных в Российской Федерации округов, в состав которых включены от двух и более субъектов РФ. Полномочия Ф. а. с. о.: проверка в кассационной инстанции (см.: Кассация. Инстанция судебная) законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим и вступивших в законную силу судебных актов; обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализ судебной статистики. Состав Ф. а. с. о.: президиум суда, который созывается председателем по мере необходимости рассмотрения организационных вопросов; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Места постоянного пребывания Ф. а. с. о. утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя этого суда, согласованному с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. (К. Г.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - нормативный правовой акт РФ, предусмотренный ее Конституцией. Проект Ф. з. вносится в Государственную Думу (ГД) и принимается ею большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Ф. з. передается в течение 5 дней Совету Федерации (СФ). Ф. з. считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если он в течение 14 дней не был рассмотрен СФ. Однако Ф. з. по определенному кругу вопросов подлежат обязательному рассмотрению в СФ. Это - федеральный бюджет, налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира. В случае отклонения Ф. з. Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего он подлежит повторному рассмотрению ГД. Если ГД не согласна с решением СФ, при повторном голосовании Ф. з. считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. Принятый Ф. з. в течение о дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Ф. з. и обнародует его. Но в течение этого срока Президент может и отклонить Ф. з. (право вето). В этом случае ГД и СФ вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении Ф. з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. Ф. з. не может противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. Принимается квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания (ФС) РФ, имеет более высокую юридическую силу по сравнению с федеральными законами и, тем более, иными правовыми актами. Для принятия ф. к. з. требуется одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый Ф. к. з. подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (в отличие от федеральных законов права вето Президента не предусмотрено). Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить Ф. к. з. Ф. к. з. принимаются по следующим вопросам: 1) о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта, решения иных вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ; 2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; 3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ; 4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; 5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования; 6) о референдуме РФ; 7) о режиме военного положения; 8) о чрезвычайном положении. В ч. 1 ст. 56 Конституции РФ говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Ф. к.з. могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным Ф. к. з., так и Ф. к. з. о чрезвычайном положении; 9) об Уполномоченном по правам человека; 10) о Правительстве РФ; 11) о судебной системе РФ, об отдельных частях этой системы - общих судах, арбитражных судах и др.; 12) о Конституционном Суде РФ; 13) о Верховном Суде РФ; 14) о Высшем Арбитражном Суде РФ; 15) о Конституционном Собрании. На данный момент приняты Ф. к. з. о Конституционном Суде РФ, о референдуме РФ, об арбитражных судах в РФ, о военных судах РФ, об Уполномоченном по правам человека, о судебной системе РФ, о Правительстве РФ. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ - в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Создание органов Ф. н. Р., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Ф. н. Р. возглавляет начальник Ф. н. Р., который назначается и освобождается от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. В настоящее время существуют следующие Ф. н. Р.: горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности. (С. А.)
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА - государство с республиканской формой правления, имеющее федеративное государственное устройство (см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации). (С. А.)
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ - государство в Западной Европе, образованное 3 октября 1990 г. в результате объединения Федеративной Республики Германия, Германской Демократической Республики и Западного Берлина, являвшегося самостоятельной политической единицей с особым международным статусом. Договор об объединении ФРГ и ГДР подписан 31 августа 1990 г. До его подписания действовал Договор о создании валютного, экономического и социального союза от 18 мая 1990 г. 1 октября 1990 г. в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Столица - г. Берлин, место пребывания правительства - г. Бонн. ФРГ - федеративное государство. Состоит из 16 земель: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранден-бург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мек-ленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрин-гия, Шлезвиг-Гольштейн. Каждая земля (ланд) имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - ландтаг (в 15 землях - однопалатный, в Баварии - двухпалатный) - и правительство во главе с премьер-министром. Конституция - Основной закон ФРГ - принята Парламентским советом (избранные ландтагами западногерманских земель 65 депутатов, представлявшие основные политические партии) 23 мая 1949 г. Форма правления - парламентарная республика (Германия была провозглашена республикой Веймарской конституцией 31 июля 1919 г.). Глава государства - Федеральный президент. Избирается сроком на 5 лет специально создаваемым органом - Федеральным собранием (состоит из членов нижней платы - Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель пропорционально их населению). Переизбрание допускается только на один срок. Акты президента требуют контрасигнации главы правительства (канцлера) либо соответствующих министров. Законодательная власть осуществляется Бундестагом и Бундесратом. Бундестаг избирается всеобщим прямым голосованием по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе в составе 672 депутатов (до объединения Германии - 496 депутатов) сроком на 4 года. Бундесрат формируется правительствами земель из своего состава по квотам, пропорциональным численности населения земель (от 3 до 6 представителей) сроком на 4 года. Всего в Бундесрате 68 членов. Председатель Бундесрата избирается ежегодно. Законопроекты принимаются Бундестагом и передаются на утверждение Бундесрата. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительный комитет. Вторично одобренный Бундестагом законопроект может быть отклонен Бундесратом в течение недели. В этом случае законопроект направляется в Бундестаг в третий раз и считается окончательно принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Бундестага. Особенностью законодательного процесса в ФРГ является право Бундесрата самостоятельно (практически без согласия Бундестага) принимать законы в условиях так называемого состояния законодательной необходимости, в случае если федеральное правительство считает такой законопроект неотложным. Кроме того, парламент может делегировать федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в их законодательную компетенцию. Правительство ФРГ обладает также правом законодательной инициативы, причем правительственные законопроекты имеют приоритет перед парламентскими. Наряду с законодательными полномочиями Бундестаг имеет также обширные контрольные полномочия в отношении правительства: интерпелляции (запросы), устные вопросы, следственные комиссии. Члены федерального правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом; в исключительных случаях Бундестаг может сместить канцлера путем выражения так называемого конструктивного вотума недоверия (путем избрания нового главы правительства). В свою очередь и канцлер может выступить с инициативой постановки вопроса о вотуме доверия. В случае если голосование о доверии канцлеру не соберет большинства голосов, наступает состояние правительственного кризиса, и президент по предложению канцлера может в течение 21 дня распустить Бундестаг и назначить новые выборы. В случае если Бундестагу удастся в этот срок избрать нового канцлера, роспуск прекращается. Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с Федеральным канцлером. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Федерального президента. Статья 63 конституции предусматривает, что избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение четырнадцати дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. В этом случае Федеральный президент должен назначить его в течение семи дней после выборов. Если кандидатура не собрала такого большинства, Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить канцлера, либо распустить Бундестаг. Министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению канцлера. Правительство имеет по Конституции весьма обширные полномочия, осуществляя практически все функции по управлению страной. Правительство имеет также право законодательной инициативы. Особенно велика роль Федерального канцлера: в соответствии со ст. 65 Конституции "Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность". В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. Федеральный канцлер ведет дела правительства согласно регламенту, принятому федеральным правительством и одобренному Федеральным президентом. Правительство уходит в отставку со сменой Федерального канцлера. Исключительно активная роль Федерального канцлера в управлении страной дает основания некоторым конституционалистам квалифицировать форму правления как "канцлерскую республику". Правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель. Федеральный конституционный суд обладает широкими полномочиями: по толкованию Основного закона; по разрешению "разногласий и сомнений" относительно того, соответствует ли федеральное право и право земель по своим форме и содержанию Основному закону; по разрешению разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель; по рассмотрению жалоб на неконституционность действий или предписаний, поданных любым лицом, считающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав, и т. д. федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов). Половина судей (8 членов) избирается Бундестагом, другая - Бундесратом. Срок полномочий судьи - 12 лет. Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции учреждены пять систем судов, каждая из которых имеет высший судебный орган. Система общих судов возглавляется Верховным федеральным судом в г. Карлсруэ, состоящим из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В составе Верховного федерального суда: 11 сенатов - по гражданским делам, 5 - по уголовным делам и 7 - для рассмотрения специальных вопросов. Образуются также так называемые большие сенаты по гражданским и уголовным делам - в обоих случаях во главе с Председателем Верховного федерального суда - для решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для соответствующей отрасли права. Высшие суды земель выступают в качестве апелляционной и кассационной инстанций, а также как суды первой инстанции (в каждой земле образовано от одного до четырех таких судов). Кроме того, они имеют в своем составе палаты (сенаты) по гражданским и уголовным делам. Действуют также суды земель, участковые суды и суды по делам несовершеннолетних. Во главе системы административной юстиции стоит Федеральный административный суд в Берлине, имеющий в своей структуре 12 сенатов (по 5 судей в каждом). В землях действуют Высшие административные суды. Система финансовых судов создана для рассмотрения споров по уплате налогов и таможенных сборов. Включает в себя Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов земель. Суды по трудовым делам рассматривают споры между работодателями и наемными работниками по вопросам оплаты труда, увольнений и т. п., а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей по вопросам правомерности забастовок, закрытия предприятий и др. Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе состоит из пяти сенатов. Имеются суды по трудовым делам земель и суды по трудовым делам, рассматривающие все трудовые конфликты по первой инстанции. Для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий по безработице, медицинской помощью, создана система судов по социальным вопросам во главе с Федеральным судом по трудовым делам в г. Касселе, состоящим из 12 сенатов. Для обеспечения единства правосудия и разрешения противоречий по правовым вопросам между высшими федеральными судами, согласно ст. 95 Конституции, создан общий сенат высших федеральных судов, выносящий решения, обязательные для судов всех систем. Самостоятельными судебными учреждениями являются Федеральный дисциплинарный суд и Федеральный патентный суд в г. Мюнхене. (А. К.)
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация - Россия. Субъект Российской Федерации. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО - см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация - Россия. Субъект Российской Федерации. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - категория, появившаяся в 1992 г. и вошедшая с этого времени в российский конституционный лексикон. Напомним, что хотя РСФСР была объявлена федеративным государством еще в январе 1918 г., природа РСФСР во все времена ее пребывания в составе СССР как одной из союзных республик была неясна. Все начала, характерные для федерации, концентрировались на уровне СССР, в том числе и для автономных республик, областей и округов, входивших в состав РСФСР. Особо должна была быть определена природа РСФСР как федеративного государства. Необходимо иметь в виду, что до этого времени основой федеративного государства в нашей стране считался исключительно национальный признак, т. е. субъектами федерации могли быть только национальные республики или автономии. К началу 1992 г. возобладал другой подход: федерация может состоять как из национальных, так и территориальных образований. Иначе говоря, субъектами РФ могут быть не только республики, автономная область, автономные округа, но также и края, области и города федерального значения. Отражение новой природы РФ первыми зафиксировали три документа, в совокупности именуемые Ф. д. Это - подписанные 31 марта 1992 г. представителями трех групп указанных субъектов Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти соответственно - республик в составе РФ; краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург; автономной области, автономных округов в составе РФ. Но решением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. Ф. д. в целом был объявлен составной частью Конституции РФ, а его положения были включены в различные главы Конституции России. При подготовке новой Конституции РФ вопрос о том, включать ли в нее Ф. д., был предметом острых дискуссий. В конце концов в оба ведущих проекта - Президента РФ и Конституционной комиссии - Ф. д. был включен. Но на последнем этапе разработки президентского проекта, который, как известно, стал основой новой Конституции, Ф. д. как отдельная часть из проекта был исключен. В таком виде и была принята Конституция РФ. Однако это не значит, что Ф. д. перестал действовать. В ст. 11 Конституции РФ говорится: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, с этим актом следует считаться. Правда, в "Заключительных и переходных положениях" Конституции сказано, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Ф. д., других договоров между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также договоров между органами власти субъектов РФ действуют положения Конституции РФ. Руководители некоторых субъектов РФ считают, что следует разработать и подписать новый Ф. д. (см. также: Договорная федерация). (С. А.)
ФЕДЕРАЦИЯ - в конституционном праве одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов Ф. - государств, автономных национально-государственных (национально-территориальных) и территориальных (территориально-государственных) образований. По способу образования Ф. может возникнуть либо путем создания входящими в нее субъектами (государствами) союза, оформленного договором (так, к примеру, возник в 1922 г. Союз ССР; при этом был заключен Договор об образовании СССР), либо путем преобразования унитарного государства в Ф. (например, в январе 1918 г. Российская советская республика была объявлена Ф., но в вопросе о ее субъектах полной ясности не было до 1992 г., когда наконец было четко зафиксировано, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Возможно и создание государствами конфедерации с последующим ее перерастанием в федеративное государство, что, однако, должно быть оформлено договором или конституцией нового государства. Соответственно, в науке конституционного права по способу образования принято различать так называемые договорные и конституционные Ф. Первые образуются путем заключения договора, вторые - путем принятия конституции нового государства. Однако деление это - условно, поскольку в Ф. оба начала чаще всего переплетаются, т. е. сначала заключается договор или как-то иначе декларируется образование Ф., а затем это оформляется конституцией. При этом договор может либо стать частью конституции (причем как в неизменном, так и в существенно переработанном виде), либо вообще не найти в ней места в виде официальной части, а только отражаться в существе предписаний. Оба варианта можно видеть в отечественной истории. Так, при создании СССР 30 декабря 1922 г. был заключен Договор об образовании СССР, затем принята Конституция СССР. Договор является ее составной частью, однако его текст был существенно переработан по сравнению с текстом Договора 1922 г. Преобразование Российской республики в федеративное государство было объявлено в январе 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (посвященной в целом характеристике нового общественного строя) и в резолюции 3-го Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской республики". В Конституцию 1918 г. Декларация, объявлявшая Россию федерацией, была включена, хотя в Конституции был и специальный раздел - общие положения Конституции РСФСР, - где также давалась характеристика федеративного государства. 31 марта 1992 г. были заключены три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и, соответственно, республик, автономной области и автономных округов, краев, областей и городов федерального значения, объявленные единым Федеративным договором. При изменении Конституции 21 апреля 1992 г. положения всех трех договоров были в переработанном виде включены в Конституцию, однако постановлением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. данный Федеративный договор был объявлен в целом составной частью Конституции. При подготовке новой Конституции РФ на последнем этапе, в мае-июне 1993 г., и проект Президента РФ, и проект Конституционной комиссии включали Федеративный договор. Однако при вынесении Президентом РФ проекта Конституции на референдум Федеративный договор был исключен из ее текста, хотя в содержании Конституции он отражен. Кроме того, в ч. 3 ст. 11 Конституции сказано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным и иными договорами о таком разграничении. А в "Заключительных и переходных положениях" указано, что Федеративный договор действует, но в случаях несоответствия его положений Конституции РФ действует Конституция РФ. Таким образом, хотя нынешнюю Российскую Федерацию и принято считать конституционной Ф., отрицать определенное значение Федеративного договора нельзя, особенно если учесть, что это постоянно подчеркивают представители многих субъектов РФ, особенно республик. По субъектному составу различаются: Ф., состоящие из государств. Например: субъектами СССР были союзные республики - государства; субъектами США являются штаты (в прямом переводе - государства); субъектами ФРГ - земли (в прямом переводе - страны, государства); Ф., состоящие из автономных единиц. Например: при образовании РСФСР в 1918 г. провозглашалось, что в нее входят автономные областные союзы, которые со временем стали автономными республиками, автономными областями и автономными округами; соответственно, до 1992 г. был дискуссионным вопрос о субъектах РСФСР и о том, как быть с территориями, где проживает почти 100% русского населения, - краями, областями, городами федерального значения, пока, наконец, и они были официально провозглашены субъектами РФ; Ф., состоящие из территориальных единиц. Этот вид Ф. перекликается с первым из названных выше, поскольку речь идет чаще всего о мононациональных государствах, в которых территориальные единицы до их объединения в Ф. были самостоятельными территориями (государствами) с единым по психологии и языку населением. Впоследствии и другие единицы входили в Ф. не по национальному признаку, а как территориальные образования (например, это характерно для США); Ф., состоящие из различных видов субъектов. Типичным примером является Российская Федерация. По характеру связей между Ф. и ее субъектами различают Ф. с равноправными субъектами - так называемые симметричные Ф., и Ф. с неравноправными (разностатусными) субъектами - так называемые асимметричные Ф. Вопрос о статусе субъектов чрезвычайно важен, иногда может быть болезненно острым. Например, на последнем этапе существования Союза ССР таковым был вопрос о статусе автономных республик. Многие из них полагали, что должны иметь такой же статус, как и союзные республики, т. е- статус субъекта СССР. В 1990 г. были приняты законы СССР, которыми автономные республики были объявлены субъектами СССР. Однако это было неравнозначно воспринято теми союзными республиками, в состав которых входили автономные республики, поскольку получалось, что на союзном уровне голосами автономных республик можно было принять решения, в которых были не очень заинтересованы союзные республики (напомним, что в СССР было 15 союзных и 20 автономных республик). В проектах Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития, появилась формула о двух видах союзных республик: входящих только в СССР; входящих в СССР и в другую союзную республику. По всей вероятности, эта сложная и несколько искусственная конструкция привела бы к осложнениям в отношениях между двумя видами субъектов, если бы Союз ССР не прекратил свое существование. В теперешней Российской Федерации вопрос о равенстве субъектов также не является простым, поскольку они в некоторых отношениях юридически не обладают адекватными характеристиками (республики имеют конституции, гражданство, более широкие права по распоряжению собственностью). Некоторые политические деятели утверждают, что асимметричная Ф. на данном этапе больше подходит для России. Но есть и противоположное мнение. В Российской Федерации существуют и такие субъекты, которые входят в состав других субъектов. Это - автономные округа. Всего их 10: из них девять входят в состав краев и областей РФ; Чукотский автономный округ входит напрямую в Российскую Федерацию. Поскольку автономные округа входят также и в состав РФ, у них получается как бы двойной статус. Кое-где это приводит к обострению отношений с краями, областями, в которые они входят. Ф. имеет все признаки, характерные для государства, - конституцию, федеральное законодательство, федеральные органы государственной власти, единые основы системы региональных органов государственной власти и местного самоуправления, систему экономических отношений, бюджет, финансовую и денежную систему, единые налоги, единые вооруженные силы и правоохранительные органы, единство статуса человека и гражданина, государственную символику и столицу. По видам разграничения компетенции опыт федеративных государств дает разные примеры. Наиболее распространены варианты: вопросы ведения Ф., вопросы совместного ведения Ф. и субъектов Ф., остальные вопросы - в ведении субъектов Ф.; четкие полномочия Ф., четкие полномочия субъектов Ф. Но возможны также иные варианты: определенный круг вопросов - в ведении Ф., остальные - только в ведении субъектов Ф.; наоборот, определенный перечень вопросов Ф. - в ведении субъектов, остальные - только в ведении центра. Причем следует иметь в виду, что Ф. могут идти по пути определения по уровням так называемых предметов ведения, т. е. отраслей, сфер, групп отношений, либо более или менее четкого разграничения по уровням компетенции, т. е. полномочий конкретных государственных органов. По характеру разграничения компетенции и обеспечения самостоятельности уровней управления Ф. могут быть весьма централизованными. Для таких Ф. даже возникло понятие "унитарная федерация". Возможны Ф. и с сильной степенью децентрализации, когда центру оставлен узкий круг предметов ведения, полномочий, остальное субъекты сохраняют за собой. Вопрос о мере соотношения возможностей центра и субъектов в федеративном государстве был и остается злободневным. Однако мировой опыт, а также пример собственной истории говорят о том, что федеративное государство всегда настроено на увеличение своего влияния. В то же время ослабление Ф. за счет изъятия у нее полномочий, собственности может привести к такому критическому пределу, за которым уже следует распад Ф. (см. также: Федерализм). (С. А.)
ФИДЖИ (Суверенная Демократическая Республика Фиджи) - островное государство в юго-западной части Тихого океана. Бывшая колония Великобритании. Независимость предоставлена 10 октября 1970 г. Член Британского Содружества (до 15 октября 1987 г.). Столица - г. Сува. Административное деление: 4 округа. Действует Конституция, принятая 25 июня 1990 г., установившая республиканскую форму правления. С 1970 г. (по Конституции 1970 г.) номинальным главой государства являлась британская Королева, назначавшая генерал-губернатора. В результате двух военных переворотов в 1987 г. Конституция 1970 г. была отменена, генерал-губернатор смещен, а Ф. 6 октября 1987 г. провозглашена республикой. Глава государства - президент, назначаемый Большим советом вождей. Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Палаты представителей (в составе 70 депутатов, из которых 37 представляют коренных фиджийцев, 27 - выходцев из Индии, 5 - представителей других национальностей; одно место резервируется за представителем полинезийского острова Ротума) и Сената (34 сенатора). Парламент избирается сроком на 5 лет. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое и возглавляемое премьер-министром. (А. К.)
ФИЗИЧЕСКИЙ ВРЕД - вред. причиненный жизни и здоровью (термин употребляется в уголовном судопроизводстве). (К. Г.)
ФИЛИППИНЫ (Республика Филиппины) - государство в Юго-Восточной Азии, на Филиппинском архипелаге. С XVI в. - колония Испании. С 12 июня 1898 г. - независимое государство, однако с 1904 по 1946 г. находилось под оккупацией США. 4 июля 1946 г. вновь провозглашена независимая республика. Столица - г. Манила. Административное деление: 74 провинции. Действует Конституция 2 февраля 1987 г. Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 6 лет. Одновременно избирается вице-президент. Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом - Конгрессом. Сенат состоит из 24 сенаторов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 6 лет (половина сенатского корпуса обновляется каждые 3 года). Палата представителей избирается в составе 200 депутатов сроком на 3 года. Кроме того, 50 депутатов назначаются президентом по спискам, представляемым партиями и общественными организациями. Исполнительную власть осуществляют президент и формируемое им правительство. (А. К.)
ФИНЛЯНДИЯ (Финляндская Республика; Суоми) - государство в Северной Европе. С 1809 до 1917 г. - в составе Российской империи с определенной внутренней автономией. 6 декабря 1917 г. парламент объявил Финляндию независимым государством (независимость признана постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 г.). В 1918-1919 гг. - фактически под протекторатом Германии. 17 июля 1919 г. Ф. провозглашена суверенной республикой. Член Европейского Союза (с 1995 г.). Столица - г. Хельсинки. Административное деление: 12 губерний (ляни), включая автономную административную единицу Аландские острова. Действующая Конституция состоит из о конституционных законов: Акт о форме правления Финляндии (1919 г.); Форма правления Финляндии (1919 г.); Акт об Эдускунте (1926 г. - Устав парламента); Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции (1922 г.); Акт о государственном суде (1922 г.). В 1974 г. в Конституцию были внесены поправки, касающиеся разделения властей, прав личности и т. д. Глава государства - президент. Согласно закону 1991 г., избирается путем прямых всеобщих выборов по мажоритарной системе в 2 тура сроком на б лет с правом переизбрания еще на один срок. Обладает широкими полномочиями в законодательной сфере, осуществляет совместно с правительством исполнительную власть. Парламент - Эдускунт - состоит из 200 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Особенностью регламента деятельности парламента является избрание его председателя сроком на 1 год; председатель не имеет права участвовать ни в обсуждении, ни в голосовании. Правительство - Государственный совет - формируется президентом и несет коллективную ответственность перед парламентом. Общая численность членов правительства не должна превышать 17 человек. За законностью деятельности правительства следит назначаемый президентом канцлер юстиции, докладывающий президенту или парламенту о замеченных нарушениях законности. Система общих судов возглавляется Верховным судом (председатель и 22 судьи), который имеет в своем составе коллегии по гражданским и уголовным делам. Он также дает заключения по законопроектам. Апелляционные суды действуют в шести городах. Основная масса дел рассматривается в 150 округах и 10 городских судах. Действуют также суды по трудовым и земельным спорам, суды по водным делам, суд по маркетингу, суд по страхованию и т. д. Систему административной юстиции возглавляет Верховный административный суд (председатель и 21 судья), руководящий деятельностью 12 губернских административных судов. Парламент избирает сроком на 4 года парламентского омбудсмана, призванного следить за соблюдением законности должностными лицами. (А. К.)
ФЛАГ - один из атрибутов (символов) государства. Представляет собой, как правило, прямоугольное полотнище, отношение ширины Ф. к его длине бывает 2:3 (например, Государственный флаг РФ), 1:2 (Государственный флаг бывшего СССР, прежний Государственный флаг РСФСР) и др. Крепится к древку, флагштоку, мачте и т. п. Ф. может быть одного цвета либо сочетать несколько цветов, причем каждый несет свою смысловую нагрузку (например, в СССР предпочтение отдавалось красному Ф., но на Ф. союзных республик была кроме того полоса иного цвета; многие государства подчеркивают свою приверженность исламу зеленым цветом всего полотнища Ф. или одной из его полос и т. д.). На Ф. могут быть также изображены символы, особенно почитаемые в данном государстве (например, пятиконечная звезда, серп и молот, двуглавый орел, полумесяц, свастика и др.). Другими символами (атрибутами) государства являются государственные герб и гимн. Как правило, символы государства устанавливаются его конституцией либо специальным законом или иным актом (актами) общегосударственного значения, кото-рый(е) также определяет(ют) порядок их использования (см. также: Государственный флаг Российской Федерации). (С. А.)
ФОЛКЛЕНДСКИЕ (МАЛЬВИН-СКИЕ) ОСТРОВА - колония Великобритании (с 1833 г.) в юго-западной части Атлантического океана, у берегов Южной Америки. Административный центр - г. Порт-Стэнли. Являются спорной территорией. Вопрос о статусе островов до сих пор не решен. Великобритания, вопреки решениям ООН, не проводила деколонизации островов. 2 апреля 1982 г. вооруженные силы Аргентины заняли острова, захваченные Великобританией в 1833 г. Аргентина объявила о восстановлении своего суверенитета над островами. В ходе вооруженного конфликта, повлекшего человеческие жертвы, Великобритании удалось сохранить свое военное присутствие на островах. Временное соглашение о прекращении военных действий 15 июня 1982 г. фактически заморозило вопрос о статусе островов. При британском губернаторе действуют Исполнительный совет, состоящий из 5 членов (2 члена - по должности и 3 члена, избираемые Законодательным советом)и Законодательный совет из 10 членов (2 члена - по должности и 8 членов, избираемых населением). (А. К.)
ФОНД - 1) государственный или государственно-общественный орган, создаваемый для выполнения определенных государственных функций, управления в соответствующей сфере, аккумулирования и организации использования финансовых ресурсов (например, Пенсионный фонд); 2) совокупность финансовых средств целевого назначения, организация использования которых отнесена к ведению соответствующих исполнительных органов (например, Фонд занятости, дорожные фонды и др.); 3) одна из организационно-правовых форм общественных объединений граждан, цель которой заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. (С. А.)
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить государство с точки зрения формы - значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Ф. г., как и его сущность и содержание, никогда не оставалась статичной, а всегда изменялась и развивалась под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Постоянно менялось и представление о них. Подтверждение тому - десятки, если не сотни, различных мнений и суждений по вопросу о Ф. г., высказанных за всю историю его развития. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые, мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под Ф. г., какие Ф. г. существуют, чем они отличаются друг от друга. Так, один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) исходил из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялись "законная монархия" - царская власть - и "незаконная" - олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, - не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, трансформируется в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа может выродиться в свою противоположность - тиранию. Это, как считал Платон, - самая худшая Ф. г., при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа". Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались и в других странах на всех стадиях существования и развития человеческой цивилизации. Значительное внимание исследованию Ф. г. уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Но среди авторов-современников также нет единства мнений и представлений о понятии, видах и содержании Ф. г. Высказываются самые разные точки зрения. Например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х гг. традиционным было представление о Ф. г. как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому Ф. г. состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Это мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. (М. М.)
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в'1 целом и отдельных его частей. Существуют две основные разновидности Ф. г. у. Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Чехия и др. Более сложной Ф. г. у. является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований - членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления на территории каждого субъекта федерации действуют собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Члены (субъекты) федерации также имеют свои судебные и иные органы, принимают собственные конституцию и законы. Менее распространенной Ф. г. у. является конфедерация. Она представляет собой объединение, или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации - создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные (экономические, политические, военные и др.) цели. Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швеицария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве независимых государств (СНГ). (М. М.)
ФОРМА ПРАВА - способ выражения и закрепления правовых велений, или выражения "возведенной в закон воли господствующего класса". Нередко отождествляется с источником права. В научных и учебных изданиях Ф. п. как способ закрепления правовых велений или выражения "возведенной в закон воли господствующего класса" иногда называют высшей формой. Выделяют также и внутреннюю форму как систему или структуру, внутреннее строение права, как распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования. Наиболее важными и широко известными Ф. п. являются правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты общественных организаций, прецеденты. Так, важными источниками римского права были деловые обыкновения, представляющие собой правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германской правовой системы характерным источником права в течение длительного времени (XIII- XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и к и я с, или суждение аналогии. (М. М.)
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская. При монархической Ф. п. источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства - символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция. Различают два вида современных республик: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента, а также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. К президентским республикам относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США и др., к парламентарным - Греция, Германия и др. В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью Президента. Согласно Конституции РФ 1993 г., Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдумы, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и т. д. (см.: Президент Российской Федерации). (М. М.)
ФРАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ - один из видов депутатских объединений в парламенте (другим является депутатская группа). Ф. п. - объединение депутатов, принадлежащих к одной партии, движению. Они либо избраны по списку партии (движения) по пропорциональной избирательной системе, либо выдвинуты (поддержаны) партией (движением) по территориальным избирательным округам и избраны по мажоритарной избирательной системе. Депутаты, баллотировавшиеся в качестве так называемых независимых кандидатов и избранные в парламент, а также депутаты, не пожелавшие войти во Ф. п., вправе образовывать депутатские группы. Такая структура существует, в частности, в Государственной Думе (ГД). Согласно Регламенту ГД, фракции и депутатские группы подлежат регистрации и обладают равными правами. Следовательно, различие между ними - указанный выше порядок формирования и численность. Для образования фракции число депутатов, вошедших в палату от партии (движения), значения не имеет. Что касается депутатских групп, то подлежат регистрации лишь те из них, которые насчитывают не менее 35 депутатов. Депутат ГД вправе состоять лишь в одном депутатском объединении. Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат ГД направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, о целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять их на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях. После прекращения полномочий Временного секретариата ГД регистрация депутатских объединений осуществляется комитетом по Регламенту и организации работы ГД. Создание депутатских объединений, и прежде всего фракций, позволяет наладить совместную работу депутатов, координировать их усилия, выработать общую тактику и стратегию при прохождении законопроектов и обсуждении других вопросов в ГД. В определенной мере создание депутатских объединений, особенно фракций, способствует выработке парламентской дисциплины депутатов, в том числе - и при голосовании. Кроме того, создание Ф. п. депутатской группы связано с определенными организационными преимуществами для депутатского объединения. Оно получает ряд прав: выдвигать своих кандидатов на пост Председателя и заместителей Председателя ГД; иметь своего представителя в Совете ГД и тем самым влиять на его решения, связанные с планированием и порядком обсуждения вопросов; требовать внесения изменений в календарь рассмотрения вопросов на заседаниях ГД; участвовать на пропорциональной основе в формировании состава комитетов и комиссий, включая сюда и замещение должностей их председателей, заместителей председателей; получать слово для выступления от имени данного депутатского объединения при обсуждении вопросов на заседании ГД; высказывать свое мнение, предложения и замечания при обсуждении законопроектов в первом и во втором чтениях; в исключительных случаях требовать возвращения законопроекта с третьего чтения к процедуре второго чтения; получать слово при повторном обсуждении законов, отклоненных Президентом; получать слово при обсуждении проекта закона о поправках к Конституции; проявлять инициативу в проведении парламентских слушаний; использовать еженедельно один день работы ГД специально для своих целей; иметь аппарат Ф. п. депутатской группы. Этот аппарат формируется после регистрации в установленном порядке депутатского объединения и осуществляет свои функции до момента прекращения его деятельности. Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязанности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами). Прием на работу и увольнение с работы этих сотрудников оформляются распоряжением Руководителя Аппарата ГД по представлению руководителя депутатского объединения. Расходы на содержание аппарата депутатского объединения определяются с учетом его численности. Эти расходы предусматриваются в смете Думы. Однако они могут быть увеличены за счет привлечения средств политических партий и других общественных объединений, частных лиц. ГД определяет общий порядок получения и расходования Ф. п. и депутатскими группами привлеченных средств (см. также: Депутатское объединение). (С. А.)
ФРАНЦИЯ (Французская Республика) - государство в Западной Европе. Член-учредитель Общего рынка, Европейских Сообществ (ныне - Европейский Союз), постоянный член Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Столица - г. Париж. Административное деление: 96 департаментов, включая заморские департаменты (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон) и заморские территории (Острова Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия, Сен-Пьер и Микелон) и особую территориально-административную единицу Корсику. Департаменты делятся на коммуны. С целью более рационального управления территориями на основе Закона о децентрализации (1982 г.) создано 22 области (региона). Исполнительными органами регионов являются региональные советы, департаментов - генеральные советы. Кроме того, существует деление страны на исторические провинции (Ангу-муа, Анжу, Артуа, Беарн, Берри, Бретань, Бурбонне, Бургундия, Ве-нэссен, Гюйенн и Гасконь, Дофине, Иль-де-Франс, Корсика, Лангедок, Лимузен, Лионне, Лотарингия, Марш, Ниверне, Нормандия, Овернь, Они, Орлеане, Пикардия, Приморские Альпы (с 1860 г.), Прованс, Пуату, Руссильон, Савойя (с 1860 г.), Сен-тонж, Турень, Фландрия, Франш-Конте, Фуа, Шампань, Эльзас). Форма правления - республика (ныне именуется Пятой Республикой,). Действующая Конституция принята референдумом 28 сентября 1958 г. Впоследствии принято несколько поправок, важнейшая из которых - об избрании президента всеобщим голосованием - принята в 1962 г. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием по принципу абсолютного большинства голосов в первом туре и относительного большинства - во втором. Срок полномочий - 7 лет. Президент - центральная фигура институтов власти Пятой Республики. Ему посвящен отдельный раздел Конституции 1958 г. Статья 5 Конституции гласит: "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства". Президент назначает премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке правительства. Он также назначает других членов правительства по представлению премьер-министра и прекращает их полномочия. Президент председательствует в Совете Министров. Обширны полномочия президента в законодательной сфере: он про-мульгирует законы в течение пятнадцати дней после передачи правительству окончательного принятого закона, но он может до истечения этого срока потребовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его частей, причем в этом обсуждении президенту не может быть отказано. Он вправе направить любой законопроект в Конституционный совет для проверки его соответствия Конституции. Он может, наконец. передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей или положений международных договоров, если они влияют на функционирование государственных институтов. Президент Республики в силу ст. 12 Конституции может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания (нижней палаты). Президент назначает на гражданские и военные должности государства, аккредитует послов в зарубежных государствах, является главой вооруженных сил и председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Творец Конституции Пятой Республики генерал де Голль предусмотрел также право президента, закрепленное в ст. 16, принимать чрезвычайные меры в случае, "когда институты Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей прервано". Парламент Французской Республики состоит из Сената и Национального собрания. Сенат (321 сенатор) избирается путем косвенных выборов сроком на 9 лет; при этом каждые три года его состав на одну треть обновляется. Национальное собрание (577 депутатов: 555 избираются в избирательных округах метрополии, 22 - в заморских департаментах и территориях) избирается в два тура всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 5 лет. Законодательная инициатива принадлежит не только членам парламента, но и премьер-министру. Законодательная деятельность парламента ограничена ст. 40 Конституции: "Предложения и поправки, внесенные членами Парламента, не могут быть приняты, если следствием их принятия явится сокращение государственных ресурсов либо увеличение государственных расходов". Кроме того, правительство может заявить о неприемлемости того или иного предложения или поправки, если в ходе законодательной процедуры обнаружится, что они ''не относятся к сфере закона" или противоречат перечню сфер законодательных компетенции парламента в ст. 38 Конституции. Отдельный раздел Конституции, посвященный отношениям между парламентом и правительством, разграничивает их компетенции, причем чаще всего в пользу правительства. Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров. Президент назначает премьер-министра и по его представлению - министров. Обычно - это представители партий парламентского большинства, хотя президент вправе назначить министром любого профессионала. Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом и "с любым профессиональным представительством общенационального характера", со всякой государственной службой или с занятием любой профессиональной деятельностью. Правительству при его формировании не требуется вотума доверия. Вместе с тем оно может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия, принятого большинством Национального собрания. Высшим органом, осуществляющим контроль за соблюдением Конституции, является Конституционный совет, состоящий из 9 членов (три назначаются президентом, три - председателем Сената, три - председателем Национального собрания). Срок полномочий членов Конституционного совета - 9 лет, каждые три года состав Конституционного совета обновляется на одну треть. Председатель назначается президентом Ф. В Конституционный совет могут входить пожизненно все бывшие президенты страны. Запросы в Конституционный совет вправе направлять президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, а также группы депутатов или сенаторов численностью не менее 60 чел. Решения Конституционного совета обязательны для всех государственных административных и судебных органов. В его компетенцию входят также контроль за выборами президента и парламента, за проведением референдумов, а также окончательное объявление их результатов. Во главе системы общих судов по традиции стоит Кассационный суд, состоящий из 5 палат по гражданским делам и одной палаты по уголовным делам. Имеется также 35 апелляционных судов (30 - в метрополии и 5 - в заморских департаментах) и несколько сотен специализированных трибуналов. К системе общих судов примыкают также торговые трибуналы и так называемые советы прюдомов - органы разрешения индивидуальных трудовых споров. Для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента республики в государственной измене, а также министров в совершении преступлений при исполнении служебных обязанностей может создаваться Высокий суд правосудия, возбуждение дел в котором осуществляется по решению обеих палат парламента (они же формируют состав суда). Систему органов административной юстиции возглавляет Государственный совет, имеющий право рассматривать жалобы на президентские и правительственные декреты и акты министерств и ведомств. В стране действует также 25 административных трибуналов. Назначение, смещение судей всех судов, а также наложение на них дисциплинарных взысканий входит в компетенцию Высшего совета магистратуры, возглавляемого президентом республики и министром юстиции. (А. К.)
ФРОНТ - распространенное название такой организационно-правовой формы общественных объединений граждан, как движение (массовое движение). (С. А.)
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, обусловленные его социально-классовой сущностью, содержанием, основными целями и задачами, стоящими перед ним, выполняемой им в обществе ролью и назначением. В зависимости от направленности деятельности государства их подразделяют на внутренние и внешние. К числу внутренних Ф.г. обычно относят: функцию охраны общественного порядка, прав и свобод граждан; экономическую функцию; функцию социальных услуг и обеспечения благосостояния общества; культурно-воспитательную функцию и др. Внешними Ф.г. являются: функции обороны, обеспечения делового сотрудничества и партнерства, а также поддержания мира и мирного осуществления. В зависимости от сфер деятельности Ф. г. классифицируются на экономические, политические, культурные, социальные и др. Основные формы реализации Ф. г. - правотворческая, правоприменительная, надзорная и правоохранительная деятельность государства. (М. М.)
ФУНКЦИИ ПРАВА - функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства. Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. Таким образом, право выступает прежде всего как регулятор общественных отношений, упорядочивая сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в стране государственный или общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства, создает юридические предпосылки для ее активности и эффективности. Право выполняет также воспитательную функцию, ибо закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение. Цицерон, например,считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых" дел, служил "мерилом справедливого и несправедливого". Следует упомянуть также об эвристической и прогностической Ф.п. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. (М. М.)
- |
На
главную | Карта
сайта | Contact
Us| SLOVO.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Конституционное право | Краткий словарь |